Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.
Что такое научное познание?
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.
Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.
Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.
Особенности научного познания
Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:
- Необходимость получения точных и достоверных данных;
- Наличие доказательной базы и фактов, подтверждающих утверждение;
- Рациональный и непротиворечивый подход;
- Возможность проверки результатов;
- Комплекс систематизированных знаний, изложенных в специальной форме в виде определений и понятий;
- Демонстрация существенных свойств и объективных законов;
- Использование специфических методик в ходе осуществления деятельности;
Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.
Уровни научного познания
Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.
1. Эмпирический уровень познания
Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.
Выделяются следующие формы эмпирического познания:
- Научный факт. Подразумевает некоторое отражение объективного факта в человеческом сознании, то есть, требуется использование некоторого языка для описания;
- Эмпирический закон. Формирование конкретной устойчивой и объективной связи между конкретными явлениями и процессами.
На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:
- Наблюдение. Под наблюдением подразумевается организованное восприятие объектов с конкретной целью. В ходе наблюдения должны формироваться объективные результаты, которые не будут зависеть от воли, стремлений и желаний субъекта.
- Эксперимент – активный способ воздействия на происходящие события и явления с целью изучения. В ходе эксперимента человек производит вмешательство в естественное течение процесса с целью получения определенных результатов. Все полученные результаты должны быть обязательно зафиксированы.
- Измерение – процесс получения численных величин конкретного явления;
- Классификация – методика разделения объектов или явлений по группам на основе их свойств;
- Систематизация – методика определения отношений между различными факторами и явлениями.
- Сравнение – сопоставление основного перечня признаков двух объектов или явлений.
2. Теоретический уровень познания
На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.
Выделяются следующие формы теоретического познания:
- Проблема – перечень вопросов и суждений, которые требуют ответа и подтверждения. Проблема возникает в случае появления противоречия между введенными до этого определениями;
- Гипотеза – научное предположение, цель которого – формирование определения, позволяющего описать поведение явления или объекта. Любая гипотеза требует научного обоснования и экспериментальной проверки.
- Теория – наиболее детальная и полная форма научного знания, поскольку дает полноценное представление о закономерностях связей явления.
В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:
- Единение между историческими фактами и логическими размышлениями. Подобный подход используется для формирования наиболее полной научной картины и представления.
- Переход от конкретики к абстракции. Данный метод используется для мысленного воспроизведения целостного объекта.
- Формализация. Позволяет провести сопоставления объектов и процессов на различных уровнях, а также сформировать их закономерности.
- Математизация. Использование математических способов измерения с целью присвоения объектам и их характеристикам конкретных числовых значений. За счет внедрения чисел становится возможным использование численных методов, что существенно упрощает моделирование системы и расчетов.
Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.
Методы научного познания
Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.
К общенаучным методам исследования относятся:
- Анализ – проведение подробного изучения отдельных компонентов объекта изучения;
- Синтез – выделение конкретных связей между отдельными компонентами, выделенными на этапе анализа;
- Дедукция – полный переход от общего знания к частному;
- Индукция – обратный процесс, подразумевает переход от частного знания к общему;
- Аналогия – формирование гипотезы о сходстве части свойств двух объектов на основе эквивалентности других их свойств;
- Моделирование – воспроизведение определенной частицы признаков объектов с рядом допущений, которые оставляют поведение модели реалистичным;
- Абстрагирование – мысленное выделение определенной части признаков предмета.
- Идеализация – создание комплекса абстрактных объектов, которые не соответствуют действительности;
- Сравнение – проведение сопоставления характеристик двух объектов;
- Обобщение – проведение слияния отдельных объектов в ходе изучения.
На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.
Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.
Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.
Ключевыми принципами научного познания являются:
- Объективность. Ни одно мнение не может считаться более авторитетным при поиске ответа;
- Обобщение – объединение ряда характеристик в общее основание;
- Соответствие полноты обоснования – все выдвинутые гипотезы и суждения должны быть проверены теоретически и практически;
- Системность – все объекты должны рассматриваться в рамках какой-либо системы, либо как система;
- Критичность – любой факт может быть оспорен или опровергнут;
- Единство анализа и синтеза – изучения требуют все стороны конкретного изучаемого предмета;
- Причинность – использование методов документальной и экспериментальной проверки для установления взаимосвязей;
- Проверяемость – факт будет признан достоверным только в том случае, если он был произведен любое количество раз другими исследователями.
Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:
- простота — в процессе познания используется минимальный набор необходимых средств и алгоритмов, позволяющих прийти к решению за минимальное количество действий;
- когерентность — полученные результаты должны стать частью уже имеющихся знаний и не должны противоречить им;
- эвристичность — результаты работ должны быть направлены на совершенствование и дальнейшее развитие науки, создавать фундамент для получения новых знаний;
Именно эти принципы и определяют современное научное познание.
Заключение
Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.