Юношеский максимализм: понятие, примеры, симптомы, фазы

Суровая леди

Приветствую Вас, друзья!

Максимализмом называют склонность к крайностям, при которой человек всегда стремится к тому, чтобы всё было сделано по максимуму и в лучшем виде. Особенно сильно данная черта характера проявляется в юные годы. Поэтому и сформировалось устойчивое сочетание «юношеский максимализм». Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой данная особенность характера, как и когда она проявляется, а также рассмотрим несколько дельных советов родителям, которые хотят помочь своим детям поскорее справиться с данной проблемой.

Что такое юношеский максимализм?

Юношеский максимализм – это специфическая особенность психики, заставляющая подростков и молодых людей судить обо всём категорично и прямолинейно, не допускать гибкости суждений, не соглашаться на компромиссы, преувеличивать свои способности и строить грандиозные планы. Данная черта характера возникает в раннем подростковом возрасте и постепенно исчезает по мере взросления и накопления жизненного опыта.

Само понятие «максимализм» не является возрастным, и в разной мере оно свойственно практически всем людям. Любой взрослый человек, адекватно воспринимающий собственные возможности, вполне может в некоторых сферах стремиться к идеалу. К примеру, организовывая романтическое свидание на годовщину супружеской жизни, не грех позволить себе побыть максималистом и в 40 лет. А некоторые люди и вовсе сохраняют отдельные максималистские взгляды на протяжении всей своей жизни.

В каком возрасте проявляется максимализм?

Данная особенность психики может проявиться позже или раньше, но наиболее распространенный возраст – 12 лет. Психологи делят весь период юношеского максимализма на три фазы:

  1. Ранняя фаза. В возрасте 12-15 лет ребёнок осознаёт себя как отдельную самостоятельную личность, и у него начинает перестраиваться сознание. Он хочет принимать самостоятельные решения, в то же время не готов к той ответственности, которой от него требуют окружающие. Это вызывает у него внутренний протест и нежелание выполнять требования взрослых.
  2. Средняя фаза. В возрасте 15-18 лет у юношей и девушек происходит половое созревание и гормоны кардинальным образом меняют их психику. Кроме того, они испытывают целый спектр неведомых им ранее чувств: влюблённость, влечение, обиду из-за безответной любви, ревность и прочее. Параллельно с этим они изображают из себя настоящих взрослых и всячески пытаются доказать свою взрослость окружающим.
  3. Поздняя фаза. В возрасте 18-22 лет парни и девушки уже являются созревшими физиологически. Их мысли перестают путаться из-за бушующих гормонов, но жизненного опыта пока очень мало. Они много думают о смысле жизни, философствуют, пытаются найти свою цель в жизни, строят грандиозные карьерные планы и мечтают создать идеальную семью.

Как проявляется юношеский максимализм?

Чтобы лучше понять, что такое юношеский максимализм, нужно разобраться с основными его проявлениями. Здесь всё достаточно индивидуально, но есть ряд характерных признаков, свойственных большинству подростков, переживающих данный период:

  1. Недовольство. У ребенка начинается внутренняя борьба, и он постоянно выражает недовольство. Ему не нравится собственный гардероб, он начинает возмущаться, когда родители предлагают ему на завтрак нелюбимое блюдо. Многие подростки критикуют «лишние школьные предметы, которые в жизни не пригодятся».
  2. Ощущение себя взрослым. Именно в этот период жизни ребенок впервые ощущает себя личностью и испытывает внутреннюю потребность принимать самостоятельные решения. Это приводит к спорам с родителями и учителями, потому что подросток теперь считает, что ценность его мнения ничуть не ниже.
  3. Эгоизм. Подростки и юноши уже чувствуют себя самостоятельными, однако ещё не научились думать о других людях. Их потребности растут, поэтому они демонстрируют крайне эгоистичное, а иногда и агрессивное поведение.
  4. Категоричность. Подросток-максималист не допускает никаких поблажек, не идёт на компромиссы и не принимает промежуточных «градаций серого», а предпочитает абсолютные крайности.
  5. Неприятие критики. Разумеется, любой человек чувствителен к критике. Но максимализм заставляет подростков крайне болезненно реагировать на любое критическое замечание, сколь бы конструктивным оно ни было.
  6. Нигилизм. Анализируя ценности, принципы и взгляды родителей, подросток не принимает их и оспаривает. Это касается и общечеловеческих ценностей, которые юный максималист отказывается принимать как данность. (Более подробно о нигилизме читайте в этой статье).
  7. Ультимативные крайности. Для подростков характерно болезненное восприятие любых не устраивающих их ситуаций. При этом они реагируют в ультимативной форме: отказываются обедать, не делают уроки или игнорируют какие-то свои обязанности, которые раньше выполняли беспрекословно.

Что делать родителям?

Время, когда ребенок проходит через юношеский максимализм – это очень ответственный период для родителей, поскольку возможны самые разные неприятные ситуации. Но первое, что нужно сделать – прекратить негодование. Нельзя винить ребёнка в странных поступках, поскольку он молод и неопытен, ему сложно обуздать гормоны, и он совершенно не виноват в происходящем.

Чтобы помочь ребёнку-максималисту достойно пройти через этот жизненный период, родителям рекомендуется использовать следующие подходы:

  1. Принять за равного. Подросток хочет чувствовать себя взрослым и самостоятельным. Можно позволить ему быть таковым, но объяснить, что другой неотъемлемый атрибут взрослости – это ответственность. Необходимо дать ему понять, что он должен заслужить и регулярно доказывать право называть себя взрослым.
  2. Провоцировать на протест. Даже если подросток ведёт себя спокойно, внутренне он всё равно протестует против решений взрослых. Это можно использовать, например, настаивая на том, что он должен меньше времени проводить на спортивной площадке или меньше гулять на улице (если нужно, чтобы он делал это чаще).
  3. Поставить перед выбором. Взрослый человек должен понимать, что между удовольствиями приходится выбирать. Поэтому, если подросток связался с плохой компанией, можно сказать ему, что он должен выбирать – проводить время с ними или поехать с семьей на выходных к озеру или на море.
  4. Привить критическое мышление. Развитое критическое мышление полезно и для осмысления собственного поведения. При этом бунтующий ребёнок вряд ли будет оспаривать, что это полезный навык, поэтому с удовольствием будет его развивать. Очень хорошо, если ребёнок заранее будет знать, что такое юношеский максимализм, и сможет идентифицировать это состояние у себя, когда оно наступит.
  5. Поощрять интеллектуальное развитие. Всем хочется быть умнее, особенно юным максималистам. Важно просто находить познавательную и развивающую литературу, которая действительно будет интересна ребёнку. А чем умнее он будет, тем лучше сможет понимать свои собственные переживания и быстрее справится с максимализмом.

Заключение

Юношеский максимализм – это неизбежный и необходимый этап развития нашей психики. Каждый из нас проходил через него, поэтому не нужно резко реагировать, наблюдая, как в эту фазу своего развития вступают наши дети. Это именно тот период жизни, когда наивный, неопытный и эгоцентричный ребёнок постепенно превращается в мудрого, самостоятельного и ответственного взрослого человека. И не нужно рассчитывать, что это произойдёт мгновенно. Однако родители обязаны поддержать своего ребёнка, чтобы не дать ему совершить ошибок, которые могут в корне поменять всю его будущую жизнь.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: