Аксиология: что это простыми словами, краткий обзор, идеи

Сократ

Что такое аксиология?

Аксиология — это одна из дисциплин философии, предметом изучения которой являются ценности. Согласно аксиологии, именно ценности образуют фундамент нашего бытия, они представляют собой главную движущую и мотивирующую силу в жизни человека. К задачам аксиологии относится изучение структуры, характеристик и иерархического построения системы ценностей, а также познание ее природы и научной специфики.

Основным вопросом аксиологии является вопрос о соотношении оценки и ценности, одна из основных этических, эстетических и познавательных проблем современности. Даже признав такие ценности как истина и красота, человек не станет отождествлять их с благами, а оценки — с ценностями, эти понятия просто не совпадут в человеческом сознании, но ценности способны дать смысл любому действию человека.

Первым использовать термин «аксиология» в самом начале 20 века стал философ из Франции П. Лапи. В дальнейшем аксиология была признана самостоятельной философской дисциплиной, основной задачей которой стало определение роли разума в общей структуре бытия.

Что изучает аксиология?

Описываемая дисциплина изучает:

  • весь спектр вопросов, связанных с естеством системы ценностей;
  • роль, которую играют ценности в обществе;
  • структурную взаимосвязь внутри ценностной системы и вопросы, связанные с ее восприятием человеком.

Основополагающие признаки и характеристики ценностей в различные эпохи менялись и дополнялись. Так, Сократ определял реализованную ценность в качестве блага, называя ее полезной, а средневековые мыслители дополнили данное понятие такими категориями как красота, доброта и полнота бытия. В наши дни философы выделяют аксиологию в отдельную философскую ветвь, делящую сферу понимания бытия на ценность и реальность.

Таким образом, первым мыслителем, задавшимся вопросом о ценностях в философском понимании этого слова стал Сократ. Данный вопрос занял место центрального в его философии, ценность Сократ считал благом, причисляя ее к абсолютным идеям, придающим вещам истинность

Причины зарождения

Процесс появления аксиологии делится на несколько периодов. Попытки понять и конкретизировать систему ценностей прослеживаются еще в Античности, но тогда понятие ценности не являлось предметом, выделяемым мыслителями в отдельную категорию. Становление аксиологии в качестве самостоятельной ветви философии относится ко второй половине 19 столетия, данный процесс связывают с рядом следующих обстоятельств:

  • происходил начатый Кантом пересмотр обоснования этики с последующим выделением четких границ между сущим и должным с четким противопоставлением нравственности природе;
  • одновременно происходил распад целостного понятия о бытие с выделением из него «актуализированного реального» и «желаемого и должного», а также рефлексия над теоретическими и практическими основами, вытекавшими из идей о тождественности мышления бытию;
  • была осознана необходимость ограничить научные и философские притязания на монополизацию процесса процесс познания, совместно с этим пришло понимание сложности и многообразия познавательной деятельности и ее тесной связи с волей человека;
  • обнаружились не подлежащие устранению обстоятельства, связанные с процессами познания и различными формами организации мыслительных процессов (включая лингвистику, логику, антропологию и семантику с развитием которых тесно связано и становление аксиологии);
  • А. Шопенгауэром, С. Кьеркегором, В. Дильтеем и Ф. Ницше были поставлены под сомнение все главные христианские ценности;
  • пришло осознание невозможности редукции между понятиями о ценности и благе, а ценности начали рассматриваться совместно с понятием «стоимости», т.е. сугубо с экономической точки зрения (в дальнейшем этот тезис стал основой для формирования марксисткой аксиологии).

Следовательно, появление аксиологии и ее дальнейшее становление в качестве самостоятельной дисциплины в философии было связано со специфическими условиями, в которых находилась во второй половине 19 столетия европейская интеллектуальная жизнь. Именно тогда исчерпали себя импульсы, заданные в эпоху Просвещения, а ученые четко осознали момент перелома эпох, за которым неизбежно следуют и перемены в векторе развития научной и философской мысли. Подобные тенденции вылились в единое стремление о подведении итогов развития классической философии и переходом к новому этапу ее развития, связанному с большим плюрализмом мнений, а также значительным числом новых учений и философских школ.

Обращение к системе ценностей на тот момент стало, с одной стороны, своеобразным отображением кризисных явлений в просвещенческом рационализме с попыткой преодолеть их, с другой стороны оно явилось свидетельством перехода философии к новой стадии в ее развитии. Помимо этого, обнаружились принципиальные различия во всевозможных системах познания, которые, при этом, могли активно взаимно дополнять друг друга. Дальнейшее развитие аксиологии поспособствовало выявлению и осознанию неоднородности научных знаний, что создало условия для их последующего упорядочения и систематизации.

Периоды развития

Исторически развитие аксиологии делится на три основных периода:

  • Предклассический (60-80 гг. 19 века). Первым философом, внедрившим в философскую науку понятие о ценностях, стал Р. Г. Лотце. Подобно большинству философов своего времени, он относил сферу восприятия ценностей к неким «откровениям», дающим индивиду возможность прочувствовать ценности и их взаимосвязь между собой. Такой тип чувственного познания считался им не менее важным, нежели познание посредством разума, поскольку лишенные чувственного исследования ценности перестают восприниматься и существовать;
  • Классический (конец 19 — начало 20 веков). Классический период аксиологии характеризуется подавляющим преобладанием ценностной проблематики в европейской философии. На рубеже столетий произошло слияние «формальной» (специализирующейся на изучении общих закономерностей и принципов в сфере ценностей) и «материальной» (изучающей структурные и иерархические компоненты ценностной системы) аксиологии. К этим двум направлениям добавились еще несколько ответвлений, которые, образовав единое целое, стали фундаментом современной аксиологии;
  • Постклассический (30-ые гг. 20 века — наше время). Теоретическое развитие аксиологии на современном этапе значительно уступает ее развитию в году классического периода. В наши дни аксиология специализируется на изучении отдельных ответвлений аксиологической мысли времен классического периода, а также популяризирует описываемое направление, активно развивая различные прикладные аксиологическое исследования.

«Ценность» как основа аксиологии

К основополагающей в аксиологии категории относят «ценность». Естественно, данное понятие имеет множество трактовок, а потому оно может по-разному восприниматься каждым отдельным индивидом, поскольку в смысл указанного термина уже включен оценочный момент (ведь определяя что-либо для себя как ценное, мы делаем его значимым в собственных глазах). Однако, то, что является ценностью для одного человека, может вызывать полное безразличие у окружающих, что закономерно вскрывает проблему объективности либо субъективности при определении характера ценности.

Подобно истинности, ценность нельзя отнести к свойствам, она лишь связывает мысль и окружающую нас реальность. А человек, определяя свою собственную систему ценностей, основывается сугубо на индивидуальном жизненном опыте, личных интересах и потребностях. Ценность имеет положительное для индивида значение, ее роль для себя он определяет не на основе ее свойств, а на основе вовлеченности конкретной вещи в его жизнь.

Ценностный мир отличается огромным динамизмом, при этом он сильно зависим от мира людей, поскольку природу в принципе отличает ценностная нейтральность. Изменяется и восприятие ценностей, к примеру, в античное время к категории высших ценностей относили гармонию и полноту жизни, в Средневековье система ценностей стала носить уже ярко выраженный религиозный характер, а в Эпоху Возрождения высшей ценностью признавался гуманизм. На современном этапе развития человечества ценности могут рассматриваться как важные и приносящие пользу вещи и предметы, также ценностями признаются идеалы, принципы и нормы, имеющие большое значение, как для отдельных людей, так и для больших групп населения.

При всем их разнообразии и множественности, ценности классифицируют по следующим признакам:

  • по содержанию (на материальные, духовные, социальные и политические);
  • по сфере бытия (выделяя культурные, природные, научные и другие ценности);
  • по субъектам (здесь нужно отметить ценности, стоящие выше индивидуальных, к примеру, общечеловеческие и групповые, и индивидуальные ценности, важные для конкретной личности);
  • по роли, отводимой ценностям в жизни индивида, выделяя прагматичный по характеру утилитарный (относящийся к жилью, питанию и др.) и довольно самодостаточный духовный спектр человеческих ценностей.

Таким образом, иерархическая структура ценностного мира соответствует структуре духовного мира личности. Именно формирование собственной системы ценностей является главным фактором при становлении индивида в качестве самостоятельной личности. Помимо этого, наличие у человека системы ценностей является признаком усвоения им принятых в обществе норм и правил, при одновременном наличии у него собственных норм, основанных на личном опыте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: