Монополия: понятие, примеры, виды, причины появления, вред

Пекарь

Наличие здоровой конкуренции является важным фактором развития рыночной экономики. А одной из главных помех считается монополия – состояние рынка, при котором одна компания полностью захватывает целую нишу и препятствует приходу в неё потенциальных конкурентов. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой монополия, какими признаками обладает, почему возникает и чем опасна, а также рассмотрим несколько примеров.

Что такое монополия?

Монополия – это сложившаяся на рынке ситуация, при которой в определённой нише присутствует только один продавец. К примеру, если в городе только одна пекарня, поставляющая хлеб во все магазины – это монополия. Главная опасность такой ситуации заключается в том, что компания полностью контролирует цены, а из-за отсутствия конкуренции она может меньше внимания уделять качеству.

Термин «монополия» образован от древнегреческих слов μόνος (монос – один) и πωλέω (полео – продаю).

Возможны разные варианты употребления слова «монополия». Им можно называть ситуацию, сложившуюся в определённой рыночной нише, модель экономики, модель рынка, саму компанию, занимающую монопольное положение, а также исключительное право компании на производство определённого продукта (например, из-за патентных ограничений или протекционизма со стороны государства).

Если компания занимает монопольное положение, это подразумевает, что у неё нет конкурентов либо их доля на рынке пренебрежительно мала. Это позволяет компании диктовать условия потребителям и устанавливать свои правила на рынке.

У большинства людей слово «монополия» ассоциируется с огромными международными корпорациями. На практике большая компания может участвовать в честной конкурентной борьбе, а небольшая – быть монополистом. К примеру, если хлебозавод полностью обеспечивает выпечкой небольшой город, это монополия в чистом виде.

Признаки монополии

Все монополии разные, и каждая обладает массой особенностей, обусловленных спецификой рынка, уровнем спроса, покупательской способностью потребителей и прочими факторами. И всё же можно выделить ряд общих признаков, присутствующих в каждом случае:

  • вся отрасль представлена продукцией одного производителя.
  • специально создаются юридические, экономические и технические барьеры, не позволяющие потенциальным конкурентам войти в нишу и закрепиться в ней.
  • монополист может влиять на цены и спрос, регулируя количество выпускаемого товара.
  • монополист не заинтересован в рекламе своего продукта.
  • покупатели не имеют альтернатив. И если товар им необходим, они покупают его у монополиста.

Причины возникновения монополии

Любая коммерческая компания стремится повысить свою прибыль, и монополизация рынка является одним из наиболее эффективных методов достижения данной цели. С точки зрения экономики, наиболее важными являются следующие причины возникновения монополии:

  • наличие у компании сертификаций, лицензий, квот и прочих привилегий, предоставленных государством (например, лицензия на частоты у операторов сотовой связи).
  • законодательные, экономические, технические и прочие барьеры, не позволяющие потенциальным конкурентам зайти на рынок (различные протекционистские меры со стороны государства).
  • наличие у компании в собственности или в распоряжении дорогостоящей инфраструктуры, которую не способен построить конкурент (железная дорога, линии электропередач).
  • масштаб компании, делающий её безусловным лидером рынка (поисковые системы Яндекс и Google, прочие «IT-гиганты»).
  • нежелание государства бороться с монополиями (крупные международные корпорации выгодны для своих стран).
  • исключительное право на изобретение (фармакологические компании монопольно выпускают разработанные препараты).
  • затраты, которые невозможно окупить, не владея рынком монопольно (например, метро обычно является убыточным или малоприбыльным, поэтому о конкуренции речи быть не может).

Примеры монополий

Рассмотрим несколько известных компаний-монополистов:

  • The Coca-Cola Company. Это крупнейший в мире поставщик безалкогольных напитков. Обычно монополиям не нужна реклама. Но в данном случае всё наоборот – компания сохраняет лидерство на рынке благодаря огромным вложениям в маркетинг. Одна из целей её рекламных кампаний состоит в том, что у всех людей Рождество и Новый год должны ассоциироваться с «Кока-Колой».
  • Microsoft Corporation. Это мировой лидер в области производства программного обеспечения. На большинстве персональных компьютеров установлена операционная система Microsoft Windows, поэтому можно говорить, что компания монопольно владеет данным сегментом рынка.
  • ПАО «Газпром». Это энергетическая компания, на долю которой приходится 68% добычи газа в России и 12% в мире. Она владеет самой большой газотранспортной системой в мире, протяженность которой составляет более 175 тысяч километров.
  • ОАО «РЖД». Железнодорожная отрасль практически во всём мире принадлежит монополистам. Главная причина этого – очень дорогая инфраструктура, которая строилась на протяжении десятилетий. На долю ОАО «РЖД» приходится порядка 80% всех грузоперевозок в России и более 40% пассажиропотока.

Виды монополий

В экономике принято выделять 4 вида монополий: естественные, искусственные, открытые и закрытые (государственные). Рассмотрим подробно каждый вид.

1. Естественная монополия

Естественными называются монополии, которые возникают в условиях, когда другим компаниям мешают технологические препятствия. И если монополист самостоятельно обеспечивает нужды рынка, такая ситуация может сохраняться на протяжении десятилетий.

Примеры естественных монополий:

  • Аэрофлот – Российские авиалинии;
  • ОАО «РЖД»;
  • ПАО «Транснефть» (крупнейшая в мире нефтепроводная компания).

Ярким примером естественной монополии является голландская компания ASML. Это единственный в мире поставщик передового оборудования для выпуска компьютерных процессоров и других микросхем. Все современные процессоры Intel, AMD и Nvidia производятся на литографических машинах ASML. Причина в том, что конкуренты (Canon, Nikon) не способны воссоздать оборудование с аналогичными возможностями.

2. Искусственная монополия

Искусственная монополия возникает в результате объединения нескольких компаний. Это позволяет им избежать конкуренции между собой и объединить усилия в борьбе с остальными конкурентами. В экономике изучаются такие виды искусственных монополий как:

  1. Картель. Это объединение (сговор) нескольких компаний с сохранением их независимости. Они координируют цены, типы продукции и сбытовую политику, придерживаясь определённых соглашений.
  2. Синдикат. Это более плотное объединение, при котором производства остаются независимыми, но коммерческая деятельность объединяется.
  3. Трест. При объединении компании теряют и производственную, и коммерческую автономность.
  4. Концерн. Это объединение компаний, работающих в разных отраслях, но нуждающихся в продукции друг друга.
  5. Конгломерат. Это союз разных компаний, производственная деятельность которых может быть вообще не связана.

3. Открытая монополия

Это ситуация, возникающая при появлении новых продуктов или новых технологий. Обычно она длится недолго – до тех пор, пока конкуренты не освоят новые технологии и не сумеют закрепиться на рынке. К примеру, до популяризации смартфонов и планшетов на базе OS Android компания Apple несколько лет была монополистом в этих нишах.

Иногда открытой монополией ошибочно называют олигополию. На самом деле, олигополия – это ситуация, когда на рынке присутствует несколько поставщиков, но вход для новых компаний закрыт.

4. Закрытая (государственная) монополия

К этому виду относятся монополии, целенаправленно созданные государством, поддерживаемые и защищаемые им от конкуренции. На законодательному уровне определены такие элементы как:

  • границы рынка, на которые распространяется монополия;
  • компания, обладающая правом на монополию;
  • особенности контроля деятельности в данной сфере;
  • компетенции контролирующих органов.

Государственная монополия защищена от конкуренции законами, которые принимаются именно для этой цели.

Вред от существования монополий

Если рынок монополизирован, от этого всегда страдает потребитель. Выражается это в таких аспектах как:

  • Завышенные цены. Являясь монополистом, компания сама определяет, какую наценку устанавливать. Нередко цена продукции в десятки раз превышает экономически обоснованную стоимость.
  • Заниженное качество. Если конкуренция отсутствует, а потребитель нуждается в продукте, компания может экономить на качестве продукции для увеличения своей прибыли.
  • Искусственный дефицит. Это ещё один способ получения сверхприбыли, вдобавок позволяющий компании оправдать высокие цены.

Монополизация рынка негативно сказывается на развитии экономики и на техническом прогрессе. Яркий пример – монополия компании Intel в производстве компьютерных процессоров, которая привела к застою в отрасли. Прогресс многократно ускорился после того, как компания AMD вернулась на рынок и создала серьёзную конкуренцию.

Способы борьбы с монополиями

Основное средство борьбы с монополизацией рынка – антимонопольная политика, которую проводит любое современное правовое государство. Это система мер, которые направлены на демонополизацию экономики и противостояние недобросовестным методам конкуренции. Условно все методы борьбы с монополиями можно разделить на 2 группы: экономические и административные.

Экономические методы:

  • стимулирование производства аналогов;
  • поддержка малого и среднего бизнеса (льготы, субсидии, доступные кредиты);
  • создание особых экономических зон для развития предприятий;
  • привлечение иностранных инвестиций.

Административные методы:

  • запрет картелей и прочих искусственных монополий;
  • ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Заключение

Существуют разные виды монополий, и в большинстве случаев они вредны для потребителей и для экономики. Поэтому все государства проводят антимонопольную политику, стараясь предотвращать захват сегментов рынка отдельными компаниями. И всё же полностью избежать возникновения монополий невозможно, поэтому они существуют во всём мире и продолжают наращивать своё влияние.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: