Светское государство — понятие, признаки, примеры, виды

Глобус

Существует много теорий о том, как зародилась цивилизация. Весьма интригующе выглядит гипотеза, согласно которой первые города строились вокруг религиозных сооружений. Это способствовало объединению людей, изначально склонных к вере в сверхъестественные силы. В итоге цивилизацию создали именно они, а все мы – их потомки. Эта теория интересна тем, что хорошо объясняет, почему большинство людей сегодня склонно верить в сверхъестественные явления.

Этим же может объясняться и то, почему на протяжении многих тысячелетий религия была основным государствообразующим фактором. Впрочем, сегодня она отошла на второй план. В большинстве современных государств религиозные деятели больше не имеют отношения к власти, а люди сами могут решать, во что им верить. Сегодня по типу взаимоотношения с религией политологи выделяют 3 вида государств:

  • Теократическое. Как правило, главой такого государства является глава религиозной конфессии, а государственная власть неотделима от церкви.
  • Клерикальное. В стране действует государственная религия, которой предоставляются определённые привилегии. Церковь не имеет непосредственного отношения к власти, и всё же является влиятельной политической силой.
  • Светское. В таком государстве церковь полностью отделена от государства. Религиозные деятели не имеют непосредственного влияния на государственную власть. Граждане свободны в выборе веры.

Сегодня мы поговорим о светских государствах, рассмотрим их основные признаки и виды, разберём несколько примеров, а также остановимся на том, какие исторические процессы привели к формированию государств, свободных от обязательной религии.

Что такое светское государство?

Светское государство – это такое государство, в котором религия никак не связана с властью и не имеет влияния на остальные социальные институты, а граждане свободны в выборе вероисповедания. Религиозные догмы и каноны не могут служить источником права, а государство нейтрально относится ко всем религиям, не делая предпочтений и исключений.

Светский характер государства подразумевает, что религия не имеет формального влияния ни на одну из ветвей власти, а государство в свою очередь никак не ограничивает работу религиозных организаций.

Светским государствам противопоставляются теократические и клерикальные. В современном мире существует только одно теократическое государство, в котором верховная власть полностью принадлежит церкви – Ватикан. Кроме того, есть много клерикальных государств, в которых церковь имеет сильное влияние на власть. При этом в них обычно установлена государственная религия, к которой детей приобщают ещё в школьном возрасте.

Признаки светского государства

Одним из главных признаков является законодательное закрепление того факта, что церковь и государство полностью разделены, а каждый гражданин имеет полную свободу вероисповедания, и религиозные или атеистические взгляды никак не влияют на его права и свободы. Как правило, такая норма фиксируется в конституциях светских государств. Также формально запрещено религиозное воспитание в школах, хотя на практике эта норма может нарушаться.

В качестве основных можно назвать следующие признаки светского государства:

  • Отсутствие государственной религии. Граждане могут придерживаться любых религиозных взглядов, но ни одна религия при этом не может получать статус государственной, обязательной предпочтительной или желательной.
  • Религиозные организации отделены от государства. Они не могут влиять на принятие решений и вмешиваться в работу социальных или политических институтов. При этом государство не ограничивает и никак не регулирует работу религиозных организаций, если те не нарушают законодательство.
  • Все религиозные организации обладают равными правами. Ни одна из них не может претендовать на какие-то преференции, льготы или финансовую поддержку со стороны государственной власти.
  • Школьное образование носит светский характер. В школе не должно быть занятий, направленных на формирование у детей определённых религиозных предпочтений. Также не должно проводиться религиозных церемоний и обрядов.
  • Религиозные нормы не могут служить источниками права. Правовые нормы не должны разрабатываться на основе правил из священных писаний.

Виды и примеры светских государств

Существует два основных критерия, по которым определяется степень взаимного влияния государства и религии:

  • Наличие между ними партнёрских отношений.
  • Влияние религии на власть и правовую систему.

На основании этих двух критериев выделяют 4 основных типа светских государств. Рассмотрим каждый из них подробно.

1. Эквипотенциальный тип

Светские государства такого типа максимально отстраняются от церкви и вообще любых религиозных организаций, предоставляя гражданам полную свободу выбора религиозных или атеистических предпочтений.

Слово «эквипотенциальный» образовано от латинских слов aequus (равный) и potentia (сила, способность, возможность).

Признаки светского государства эквипотенциального типа:

  • законодательно закреплено равенство религиозных предпочтений;
  • в государственной символике запрещено использовать религиозные символы;
  • в судебной системе не могут действовать духовные суды.

Среди современных государств к данному типу относятся КНР, Южная Корея и Япония. Также условно можно включить в эту категорию США, однако в законодательстве некоторых штатов присутствуют нюансы, противоречащие эквипотенциальной модели.

2. Преференциальный тип

В светских государствах такого типа власть и религия не связаны, и всё же одна религия является предпочтительной. Как правило, это предпочтение обусловлено историческими традициями. Иногда предпочтительными являются две или более религий (например, в Германии это католицизм и лютеранство). Такие религии получают определённые льготы, государство при этом не взаимодействует с ними, не прислушивается к ним и не навязывает их обществу.

Слово «преференциальный» образовано от латинского слова preferential (льготный, предпочтительный).

В государствах данного типа предпочтительная религия может закрепляться в Конституции (но это не обязательно). К примеру, в светской Дании государство поддерживает Евангелическо-лютеранскую церковь, и это закреплено в основном законе страны.

3. Контаминационный тип

Несмотря на то, что государства этого типа тоже считаются светскими, у них наблюдается заметная взаимосвязь с религиями. Правовая система может частично основываться на религиозном праве. При этом обычно присутствует одна доминирующая религия, являющаяся государственной, но в конституции заявлено, что государство светское.

Слово «контаминационный» образовано от латинского contaminatio (смешение, загрязнение).

Данная модель действует во многих современных государствах, называющих себя светскими, но по факту поддерживающими определённую религию. В этот список входят Индия и Непал (индуизм), Шри-Ланка, Лаос и Таиланд (буддизм), а также большинство стран, в которых основной религией является ислам.

4. Идентификационный тип

Для государств данного типа характерна расширенная поддержка одной или нескольких религий. Несмотря на то, что церковь не оказывает прямого влияния на власть, её отношения с государством можно охарактеризовать как партнёрские. Обычно государство не навязывает гражданам конкретную религию, позволяя им определиться самостоятельно.

Слово «идентификационный» образовано от латинского identifico (отождествлять, определять).

Данная модель хорошо подходит для больших стран, в отдельных регионах которых проживают сторонники разных религий. В каждом таком регионе государство так или иначе поддерживает ту религиозную конфессию, к которой принадлежит большая часть местного населения. К светским государствам идентификационного типа относятся Россия, Франция и Украина.

История и причины формирования светского государства

Изначально государственная власть была тесно связана с религией, но это приводило ко многим проблемам. Границы раньше постоянно менялись, вследствие чего в одной стране часто оказывались представители разных конфессий. Это приводило к серьёзной дестабилизации отношений в обществе. Да и сами религии нередко становились причиной межгосударственных и гражданских войн.

Таким образом, религия из стабилизирующего фактора превратилась в дестабилизирующий. Изначально она способствовала объединению людей в одну общность, но по мере нарастания противоречий, наоборот, стала приводить к конфликтам и раздорам внутри стран. Основная причина этого заключается в том, что каждая религия позиционирует себя как единственную истинную веру и отрицает остальные.

Большинству религий свойственен религиозный фанатизм и нетерпимость к представителям других конфессий и атеистам. Это приводит к конфликтам внутри общества, которые разгораются очень быстро и могут становится причиной серьёзных потрясений.

К 17 веку стало очевидно, что государство должно освободиться от религиозного контроля. Началась так называемая секуляризация – процесс целенаправленного снижения влияния религии на различные сферы жизни общества. Данный процесс происходил независимо во многих странах мира. Именно благодаря секуляризации возникли современные светские государства, свободные от влияния религий.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: