Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции

Пианист

С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.

Что такое духовная сфера общества?

Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.

Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.

Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

  • Создание духовных ценностей. Это любая творческая деятельность, а также исследования, эксперименты и иные изыскания, направленные на получение новых знаний и совершенствование имеющихся технологий.
  • Сохранение и распространение духовных ценностей. Это все действия, которые человек может осуществлять с уже существующими духовными ценностями: их сохранение, воспроизведение, распространение и распределение, усвоение и потребление.

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

  • Мораль. Это действующая в определённом обществе совокупность представлений о том, что хорошо, а что плохо, а также набор правил поведения, основанных на этих представлениях. Мораль возникла на ранних этапах существования человеческого общества и регулировала общественную жизнь задолго до появления права.
  • Наука. Это совокупность объективных знаний о мире, а также деятельность, направленная на получение, систематизацию и хранение этих знаний.
  • Религия. Как и мораль, религия существует с момента появления первого человеческого общества и решает примерно те же задачи. Вера в сверхъестественную природу различных явлений была необходима для формирования целостного представления об окружающем мире до появления науки.
  • Образование. Это процесс получения знаний и навыков. Благодаря образованию индивид получает как базовые знания, необходимые для полноценной жизни в обществе, так и более продвинутые, позволяющие ему реализовать свой потенциал в выбранных областях деятельности. Также в процессе образования формируется мировоззрение человека, корректируются моральные и нравственные ценности.
  • Искусство. Это сложное и немного размытое понятие, но в общем случае к искусству относят продукты человеческой деятельности, способные доставлять эстетическое удовольствие, выражать идеи, пробуждать эмоции.
  • Культура. Это совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных обществом и отражающих исторический путь этого общества.

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

  • Регулирование поведения. Чтобы общество было благополучным, все люди должны соблюдать определённые правила, продиктованные не только законом, но и моралью, нравственностью и здравым смыслом.
  • Формирование мировоззрения. Для человека важно, чтобы его представление о мире было целостным, завершённым и гармоничным.
  • Развитие самосознания. Чтобы найти своё место в мире и обществе, человек должен сформировать представление о себе, а также научиться понимать, как окружающие воспринимают его и реагируют на его поступки.
  • Воспитание и образование. Обучение новых поколений – залог успешного развития общества и человеческой цивилизации в целом, и эту функцию также выполняет духовная сфера.
  • Создание и распространение научных знаний. Развитие человеческой цивилизации полностью опирается на достижения науки. При этом большинство открытий было сделано людьми, ведомыми жаждой знаний, а не наживы.

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Заключение

Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: