Элитарная культура: понятие, особенности, примеры, значение

Балет

Что такое элитарная культура?

Элитарная культура (от французского слова elite — отборное, лучшее) – культура привилегированных общественных групп, характеризующаяся ценностно-смысловой замкнутостью, изолированностью, аристократизмом. Это творчество небольшой группы профессионалов, конечный результат которых сможет оценить лишь узкий круг ценителей, имеющих соответствующее образование. Элитарная культура стремится возвыситься над повседневностью обычной жизни, выступить в роли «высшего суда» над социальными и политическими проблемами общественности.

Ряд культурологов считает, что под данной категорией понимается противоположность массовой культуры. Элитарная культура появилась благодаря элите общества, которая и считается ее потребителем. Элита – часть общественности, обладающая высочайшим уровнем нравственности, эстетики. Сложная концепция элитарной культуры в значительной степени раскрывается в таких произведениях, как «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра, или, например «Так говорил Заратустра» Ф.Ницше.

Особенности элитарной культуры

Принято выделять следующие главные особенности данной культуры:

  • Новаторство, сложность для понимания, формирование современной, довольно сложной культурной семантики, подразумевающей наличие развитого культурного кругозора и подготовки, творчества, специализации;
  • Наличие некоторого круга ценностей, категорий, считающихся правдивыми и достойными;
  • Объединение накопленных интеллектуальных, духовных и художественных навыков поколений;
  • Применение субъективно-личностной трактовки обычной реальности для художественного изменения существующего мира;
  • Смысловая закрытость, изолированность от народной и массовой культуры.

Примеры элитарной культуры

Примеров элитарной культуры очень много, приведём наиболее популярные:

  • Классическая музыка, которая обычно не слушается постоянно, признанная великой и значимой. Например, «Бранденбургские концерты» И.С. Баха, «Весенняя рапсодия» Ф. Шопена и другие.
  • Творческие произведения В. Шекспира, Ф. Достоевского, Кафки. Множество людей не способно даже сегодня понять их творения.
  • Картины Микеланджело; «Девочка на шаре» П. Пикассо; «Черный квадрат» К. Малевича и другие.
  • Искусство знаменитых кутюрье. Высокая мода всегда вызывала противоречивые чувства у людей. Однако она является родоначальником современных направлений, признанных со временем большинством населения планеты.

Как появилась элитарная культура?

Элитарная культура появляется в основном во времена культурного кризиса, в период разрушения старых традиций культуры, возникновения новых, появления методов производства и воспроизводства ценностей духовного мира, изменения культурно-исторической модели. Представители этой культуры считают себя «творцами нового», над которыми не властно время, которых не смогут понять их современники. В некоторых случаях они признают себя «хранителями основополагающих основ», которые нужно сохранить от разрушения, неподвластны пониманию большинства жителей земли.

В данной ситуации у элитарной культуры появляются характеристики эзотеричности — секретного и скрытого знания, не предназначенного для массового использования. Носителями разных форм такой культуры за всю историю человечества были жрецы, секты, ордены монахов и рыцарей, масонские ложи, цеха ремесленников, литературно-художественные кружки, подпольные организации. Сильное уменьшение возможных адресатов такого культурного творчества позволяет его носителям чувствовать его исключительность.

Термин «элитарный», считающийся противоположным по смыслу понятию «массовый», появился в конце XVIII века. Градация художественного творчества на элитарное и массовое была заметна в направлениях романтиков (это идейное направление в культуре 18 века, характеризующееся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров). Они изначально воспринимали элитарность как концептуальное значение привилегированности, образцовости. Термин «образцовый» считался аналогичным понятию «классический». Наибольший интерес к изучению классического возник в период эпохи Возрождения. В те времена нормативным ядром стало античное искусство. Классическое воплощалось в качестве элитарного и образцового.

Романтики пытались брать курс в области художественного творчества на новые идеи. В результате они абстрагировали своё искусство от стандартных форм художества, которые уже были приспособлены к нему. Стала прекращать действовать триада «элитарное — образцовое — классическое». Элитарное перестало быть синонимом классическому.

Специфика элитарной культуры – наличие интереса у ее участников к рождению инновационных форм, специальный показ противостояния гармоническим формам традиционного искусства, повышенное внимание к субъективности понимания мира.

Значение элитарной культуры

Элитарная культура имеет двойное значение, противоречивую природную суть. Она является современным ферментом процесса, происходящего в обществе и культуре. Ее произведения помогают обновить культуру общественности, добавить в нее современные проблемы, язык, способы проявления творчества. Изначально в рамках элитарной культуры возникали новые жанры, разновидности искусства, разрабатывался общественный язык для культуры и литературы, формировались неординарные теории в науке, концепции философии, учения религии, способные вырваться за пределы установленных культурных границ, а потом войти в состав достояния общественной культуры.

С другой стороны, позиция противопоставления элитарной культуры общественной подразумевает консервативный уход от социальной реальности, жизненных проблем в идеальный мир «искусства для искусства», утопий в религии, философии, политики, социальной жизни. Подобная наглядная форма отрицания действующего мира способна представлять собой форму протеста в пассивной форме против него, форму согласия с этим миром, признания своей слабости, отсутствия способности повлиять на социально-культурную жизнь.

Существующая двойственность элитарной культуры становится причиной возникновения противоположных ее теорий — критической и апологетической. Такие демократические мыслители, как Белинский, Плеханов и многие другие воспринимали элитарную культуру с критической точки зрения, делали акцент на ее отрыве от народной жизни, непонятности простым людям, обслуживанию ей только богатых представителей общества. Подобная критика в определенных случаях уже прекращала находиться в пределах разумного, начинала превращаться в критику любого искусства. Например, автор высоких образцов романов Нового времени, как «Война и мир» — Л. Толстой в конце своей творческой деятельности после согласия с позициями мужицкого демократизма начал придерживаться мнения, что все написанные им книги не приносят пользу народу. Поэтому он начал писать более простые рассказы, основанные на жизни крестьян.

Еще одно направление теории элитарной культуры, которого придерживались Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер и другие, занималось ее защитой, делало акцент на насыщенности, формальном совершенстве, поиске в сфере творчества, новизне, желании вступить в противостояние с навязанными стандартами. Сторонники данного направления считали элитарную культуру приютом творческой свободы человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: