Информационная культура: что это такое, примеры, виды, значение

Работа за компьютером

Стремительный рост информационных ресурсов становится причиной повышения роли информационной культуры в жизни общества. Изучим, что означает данная категория, как она выражается, в чем ее важность сегодня в мире.

Что такое информационная культура?

Информационная культура — совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и данными, а так же умение воспользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения информации, её обработки и систематизации.

В узком смысле под данной категорией понимается качество информационного общения людей, уровень развития информационной сферы жизни общества. Информационная культура включает себя познания наук, позволяющих добиться развития информационной составляющей, совершенствования и адаптации её к определенной сфере жизни.

Примеры информационной культуры

Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим примеры информационной культура. В частности, она может проявляться в:

  • в определенных умениях грамотного применения технических устройств;
  • в умении воспользоваться в своей работе компьютерной информационной технологией, а так же имеющимися на компьютере программами;
  • в способности получать сведения из разнообразных источников, (например, из печатных изданий), предоставлять их в понятном виде, результативно ими воспользоваться;
  • во владении навыками анализа обработки информации;
  • в способности работать с любыми данными;
  • в познании специфики потоков информации в различных сферах жизни;

Виды информационной культуры

Выделяются следующие виды информационной культуры:

  • Функциональная культура — преобладает в сферах деятельности, где данные применяются для воздействия на других людей. Например, менеджерам компании нужна информация для управления своими подчиненными. Такая культура максимально характерна для компаний с жесткой иерархией, в которых сведения выступают инструментом для управления и проверки;
  • Культура взаимодействия — преобладает в сферах деятельности, где приоритет отдаётся не жесткому подчинению, а уважению и доверию. Она подразумевает наличие взаимного уважения между менеджерами и специалистами, обмена данными для улучшения процессов, увеличения результативности. Непосредственный обмен сведениями о потенциальных рисках позволит как спрогнозировать и предотвратить возможные возникающие проблемы, так и улучшить функционирование уже имеющихся процессов.
  • Культура исследования — характерна для сфер жизни, где важны процессы прогнозирования и адаптации к изменяющимся условиям. Например, в таких сферах деятельности сотрудникам и служащим нужна информация для более осознанного понимания будущего, возможных преобразований своей работы, адаптации к новым тенденциям. Сегодня множество организаций имеет «зоны» исследовательской культуры в службах, которые касаются обслуживания покупателей, изучения рынка, технологических исследований, разработки, получения информации.
  • Культура открытости — характерна для сфер деятельности, в рамках которых важно уходять от прошлых подходов к бизнесу, занимаются изучением современных направлений, идей, позволяющих преобразовать конкурентные условия на новых рынках, отраслях. В качестве примера можно привести корпорацию Microsoft. Она сразу конкурирует на рынках онлайновой информации, развлечений и продажи видеопродукции. Такой подход полностью изменил стандартное описание производителя программного обеспечения. Фирма прогнозирует будущие изменения, приспосабливается к ним, полностью переделывает базу своих конкурентов в каждой сфере. «Зоны» культуры открытости есть во многих организациях, занимающихся сбором и обработкой данных, разработкой современных продуктов, сценариев бизнеса, формированием партнерских отношений с покупателями и поставщиками. Однако сегодня таких организаций, как Microsoft, очень мало.

Информационная культура — органический синтез информации и культуры. Обе категории можно рассматривать в качестве взаимно пересекающихся сфер, образующих пространство, которое можно назвать информационной культурой.

Овладение информационной культурой

В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.

Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.

Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.

Значение информационной культуры

Во время информационной деятельности люди улучшают культуру обращения с данными, способы их получения, обработки, хранения, оперативного предоставления. Большую значимость играет именно своевременная выдача информации. Сегодня различные сведения в обществе быстро становятся неактуальными. Они демонстрируют ускорение социальной жизни, развитие науки и промышленной сферы, техники, методов коммуникации. Ценная сегодня информация завтра может потерять свою значимость. Оперативное предоставление сведений позволяет увеличить их актуальность, важность на практике.

Развитие информационной культуры позволяет сформировать в обществе определенные группы людей, имеющих на духовном уровне единое понимание проблем, решением которых они занимаются. Информационная культура органически входит в жизнь общественности, позволяет ей выйти на качественно новый уровень, являясь основой для преобразования различных сфер жизни, добавляет совершенно новые черты в жизненные образы людей.

Информационная культура — это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития.

Заключение

Информация и культура – два феномена, обладающих многими общими свойствами. Среди них глобальность, универсальность, представляющих собой существование связей с разными формами жизнедеятельности человека. Указанные две категории распространены в каждом направлении человеческой деятельности, придают ей креативный характер и многие другие черты. Существование информации и культуры подразумевает наличие между ними взаимной связи: осуществление культурных процессов происходит через информационные. И наоборот. Культура способна результативно повлиять на человека, общественность только через механизм сбора и распространения сведений о наличной среде, где она распространена, самой культуре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: