Корпоративная культура: понятие, примеры, виды, функции

Кофе-брейк

Что такое корпоративная культура?

Если говорить простыми словами, корпоративная культура – это совокупность ценностей, принципов, идей и норм поведения, присущих сотрудникам компании. Также можно сказать, что корпоративная культура – это лицо компании, её особый «фирменный стиль», впечатление, которое она производит и желает производить.

Данное понятие включает такие элементы как:

  • взаимоотношения между сотрудниками;
  • атмосфера внутри коллектива;
  • способы, которыми компания подчёркивает ценность работников;
  • традиции и обычаи;
  • этические, моральные, нравственные и духовные ценности внутри коллектива;
  • моральные и нравственные ориентиры, которых придерживается компания.

Корпоративная культура возникает в момент основания компании и постепенно пополняется новыми ценностями и традициями. Некоторые её аспекты сохраняются на протяжении десятилетий, другие меняются. Главными носителями корпоративной культуры являются сотрудники. И чем более довольны они условиями работы, тем более позитивной становится корпоративная культура, которую они формируют.

Для любой компании важна корпоративная культура, ведь она служит её визитной карточкой. От неё зависит, как показывают образ компании СМИ, как её воспринимают потребители и насколько привлекательной она выглядит для потенциальных сотрудников.

Считается, что термин «корпоративная культура» придумал Генри Форд. Он старался обеспечить сотрудникам лучшие рабочие условия в США, но в то же время требовал от них жёсткой дисциплины. Каждый из них отрабатывал 8-часовую смену, работая по 6 дней в неделю (в начале XX века это был очень прогрессивный график).

Форд демонстрировал уважение к каждому сотруднику, знал всех по имени и каждому пожимал руку при встрече. Он уделял огромное внимание тому, что называл «корпоративной культурой», и не прогадал. Благодаря этому ему удалось произвести революцию на американском рынке труда. Многие привычные сегодня вещи, такие как оплачиваемый отпуск или 8-часовой рабочий день, впервые внедрил именно Генри Форд.

Из чего состоит корпоративная культура?

В качестве основных составляющих корпоративной культуры можно назвать такие элементы как:

  • система ценностей – моральные и нравственные ориентиры, которых придерживается компания в своей деятельности, а также ценности, которые проповедуются среди сотрудников;
  • традиции – исторически сложившиеся аспекты деятельности компании и особенности отношений внутри коллектива;
  • видение цели – глобальные цели деятельности, провозглашаемые компанией;
  • стратегия развития – направление, в котором движение компания;
  • нормы поведения – принятые в коллективе правила поведения в различных ситуациях (например, при возникновении конфликтов);
  • взаимоотношения – правила, регулирующие отношения между сотрудниками;
  • единство – вера в общие идеалы, способность работать совместно во имя ценностей, разделяемых всеми сотрудниками;
  • фирменный стиль – узнаваемый стиль, присутствующий во всём: в символике, в рекламных материалах, в оформлении помещений;
  • политика общения – способы взаимодействия с сотрудниками, кандидатами, клиентами, партнёрами и конкурентами.

Важно понимать, что ни одна культура не может существовать без носителей. Носителями корпоративной культуры являются сотрудники, разделяющие, формирующие, развивающие и распространяющие ценности компании.

Примеры яркой корпоративной культуры

В качестве примеров рассмотрим три компании, каждая из которых может похвастаться яркой корпоративной культурой.

  • Google. Многие люди мечтают работать в этой компании (которая, к слову, с 2015 года называется Alphabet Inc.). И главная причина этого – прекрасная корпоративная культура, который служит образцом для подражания множеству компаний. Google известна высокими требованиями к кандидатам, прекрасными условиями работы для сотрудников и хорошими отношениями внутри коллективов.
  • Apple. Ещё один образец прекрасной корпоративной культуры, в основе которой лежит перфекционизм. При разработке каждого нового продукта перед инженерами компании стоит цель сделать лучшее решение, никогда не жертвуя качеством ради снижения себестоимости.
  • Twitter. Это социальная сеть вышла на рынок в 2006 году и предложила людям необычный формат общения. С тех пор в компании было создано немало интересных технических и программных решений. Сотрудники считают, что этому способствовала прекрасная корпоративная культура, в которой важнейшей ценностью считается дружная команда.

Виды корпоративных культур

Наиболее известная и удобная классификация корпоративных культур основывается на центральном элементе, вокруг которого они строятся. Рассмотрим основные разновидности, предусмотренные этой классификацией.

1. Ролевая модель

Ключевая особенность данной модели – формализованная и чётко структурированная иерархия. Часто встречаются такие элементы как формальное общение, строгие графики, дресс-код, различные уставы и своды правил.

Ценности ролевой модели:

  • надёжность;
  • стабильность;
  • рациональность;
  • практичность.

Особенно хорошо ролевая модель подходит для больших компаний. Она позволяет организовывать работу многотысячных коллективов, создавая конкурентное преимущество в стабильных нишах. В то же время эта модель делает компанию «неповоротливой», поэтому в быстро меняющихся рыночных условиях она проигрывает конкурентам.

2. Командная модель

В этой модели отсутствует вертикальная иерархия в её привычном понимании. Все члены команды являются равноправными, при этом каждый из них решает свои задачи. Общение в коллективе преимущественно неформальное, часто дружеское.

Ценности командной модели:

  • совместная работа;
  • креативность;
  • свобода творчества;
  • ответственность.

Данная модель часто встречается в стартапах. Кроме того, её используют компании, деятельность которых имеет проектный характер. Если проект оказывается успешным, от его участников часто можно услышать что-то вроде: «У нас была полная свобода творчества. Начальство позволило нам нарушать правила, чтобы мы могли создать революционный продукт».

3. Семейная модель

Эта модель подразумевает, что между сотрудниками устанавливаются добрые, дружелюбные, практически семейные отношения. Работники могут обращаться за советами к руководителям, воспринимая их как наставников и старших товарищей. Также принято заботливо и бережно относиться к клиентам.

Ценности семейной модели:

  • люди (сотрудники и потребители);
  • удовлетворённость сотрудников;
  • взаимно лояльные отношения с потребителями.

Всем сотрудникам предоставляется соцпакет. Нередко в качестве прибавки к зарплате они получают небольшое количество акций. О заслугах сотрудника обычно сообщается публично. Успешность компании обеспечивается лояльностью сотрудников и потребителей.

4. Рыночная модель

Данная модель ориентирована на финансовые показатели. Ценность сотрудника определяется тем, какой объём прибыли он обеспечил. Поэтому в компаниях, использующих рыночную модель, востребованы энергичные работники, готовые обеспечивать продажи и бороться за повышение в жесткой конкурентной борьбе с коллегами.

Ценности рыночной модели:

  • целеустремлённость, стремление к победе;
  • захват рынка;
  • прибыль;
  • KPI (ключевые показатели эффективности);
  • лидерство;
  • репутация компании.

В таких компаниях значимость сотрудника, который приносит большой доход, может быть выше, чем значимость того, кто формально находится выше него в иерархии (в том числе, его прямого начальника).

Перечисленные модели обычно существуют не в чистом виде, а содержат в себе признаки других моделей. К примеру, крупная компания, избравшая для себя ролевую модель, может обладать и некоторыми признаками, характерными для семейной модели. Кроме того, растущие компании могут менять модели по мере развития.

Инструменты развития корпоративной культуры

Каждый руководитель стремится сформировать культуру, которая обеспечит позитивное восприятие компании сотрудниками и потребителями. В качестве инструментов для этого можно использовать такие подходы как:

  • доброжелательность;
  • открытость;
  • справедливая оценка навыков и знаний сотрудников;
  • наличие обратной связи;
  • корпоративные мероприятия;
  • публичное признание заслуг.

Важно, чтобы у компании была понятная философия, которую смогут разделять все сотрудники. Каждый из них должен чувствовать свою причастность и понимать, что его работа – это вклад в общее дело.

Функции корпоративной культуры

Важность корпоративной культуры объясняется функциями, которые она выполняет:

  • Создание имиджа. Любая компания заботится о том, как её воспринимают клиенты, сотрудники, инвесторы и партнёры.
  • Мотивация персонала. Сотрудники работают эффективнее и менее подвержены эмоциональному выгоранию, если осознают причастность к великой миссии.
  • Повышение вовлечённости. Различные аспекты корпоративной культуры делают работу более интересной для сотрудников, мотивируя их участвовать в жизни компании.
  • Адаптация новичков. Наличие открытой корпоративной культуры позволяет новым сотрудникам заранее понимать, как будет выглядеть их работа.
  • Систематизация хаоса. Компания действует как слаженный организм, существующий по определённым законам, продиктованным корпоративной культурой.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: