Пропаганда: что это такое, примеры, виды, отличия от рекламы

Политик

Что такое пропаганда?

Пропаганда – это целенаправленное формирование общественного мнения посредством навязывания определённых точек зрения, идей и взглядов. Основная её задача заключается в том, чтобы в умах большинства людей укоренилось представление об окружающем мире, выгодное для её источника. Информация, которую навязывает пропаганда, может быть любой, но при этом она должна быть простой и доступной для понимания.

Чтобы восприятию пропаганды не мешало критическое мышление, пропагандисты обращаются к базовым инстинктам людей (таким как страх, сочувствие, негодование, стремление защитить справедливость), придавая информации мощную эмоциональную окраску. И если человек постоянно слышит одно и то же утверждение, которое легко понять и прочувствовать, он может поверить в любую ложь.

Термин «пропаганда» происходит от латинского слова propaganda – «подлежит распространению», которое в свою очередь образовано от слова propago – «распространяю». Автором этого термина считается Папа Римский Григорий XV, создавший в 1662 году организацию для распространения и популяризации христианства «Congregatio de Propaganda Fide».

Цели пропаганды

По сути, главная функция пропаганды заключается в том, чтобы давать определённую власть над людьми. Это может относиться к социальной группе, социальному слою или всему обществу. Если люди придерживаются определённых убеждений, это в значительной мере влияет на принимаемые ими решения. Они и сами не будут подозревать, что ими управляют при помощи пропаганды и практически все их решения предопределены умелыми кукловодами-пропагандистами.

Стоит отметить, что пропаганда далеко не всегда носит деструктивный характер и вводит целевую аудиторию в заблуждение. Можно пропагандировать саморазвитие, чтение книг, здоровое питание, любовь к спорту, заботу об экологии и другие вещи, ценность которых ни у кого не вызывает сомнения. Да и сам термин «пропаганда», как мы выяснили выше, изначально был частью названия организации, популяризировавшей христианство.

Виды и примеры пропаганды

Можно найти много признаков для классификации, но главный из них – конструктивность целей. Он позволяет выделить 2 вида пропаганды: позитивную и негативную.

1. Позитивная (конструктивная) пропаганда

Цель позитивной пропаганды – просвещение, повышение уровня гармонии и согласия в обществе, привитие людям общепринятых ценностей, популяризация образования и здорового образа жизни. Конструктивная пропаганда обычно выгодна не узкому кругу заинтересованных лиц, а тем, на кого она направлена. У неё нет задачи манипулировать обществом, она стремится повысить уровень благополучия граждан.

Примеры позитивной пропаганды:

  • популяризация спорта и активного образа жизни;
  • пропаганда отказа от аддиктивного поведения;
  • популяризация здорового питания;
  • пропаганда общечеловеческих духовных ценностей;
  • информирование молодёжи о безопасном сексе.

Как правило, пропагандируемые идеи и так очевидны. К примеру, все знают, что заниматься спортом полезнее, чем употреблять алкоголь. Но в барах почему-то всегда больше людей, чем в спортзалах. Поэтому конструктивная пропаганда нужна любому современному обществу.

2. Негативная (деструктивная) пропаганда

Этот вид пропаганды обычно направлен на разжигание социальной вражды и обострение противоречий. Её основным инструментом является взаимодействие с примитивными инстинктами через эмоции. В частности, она эксплуатирует наше инстинктивное стремление к защите справедливости для того, чтобы формировать «образ врага» и разжигать ненависть к определённой социальной группе, нации или иной общности.

Примеры негативной пропаганды:

  • пропаганда разрушения – формирование образа врага, демонизация противника, «разоблачение» его системы ценностей с целью оправдания враждебных действий в отношении него (любая военная пропаганда в той или иной мере использует данный подход);
  • пропаганда разделения – разжигание национальных, социальных, религиозных и любых других противоречий, направленное на раскол общества;
  • пропаганда устрашения – запугивание противника с целью подорвать его моральный дух;
  • пропаганда отчаяния – стремление убедить противника, что его положение безнадёжно.

Из четырех приведённых примеров деструктивной пропаганды первый ориентирован на своё общество, а остальные три – на противника.

Отличие пропаганды от рекламы

Рекламу и пропаганду часто сравнивают, однако такое сравнение является ошибочным. Реклама представляет собой открытую самопрезентацию, информирование потенциального потребителя о продукте, восхваление его преимуществ. При этом она практически не использует методы пропаганды, хотя отдельные принципы идут в ход (например, воздействие на эмоции).

Чтобы лучше понять разницу, можно сравнить рекламу с самовосхвалением, а пропаганду – с воспитанием аудитории.

Если реклама напрямую начинает использовать пропагандистские методики, она приобретает отдельные черты пропаганды и превращается в агитацию. Иногда рекламное сообщение специально формулируется так, чтобы иметь не индивидуальный, а коллективный эффект, навязав обществу определённую точку зрения. В таком случае можно говорить, что для продвижения продукта используется пропаганда, а не реклама. Но смешивать эти понятия всё же не следует.

Формы пропаганды

Самым эффективным каналом пропаганды считается телевидение. Телевизоры по-прежнему есть у большинства семей, и многие люди держат их включенными практически постоянно. И даже когда никто не смотрит на экран, телевизор воздействует на людей, повторяя определённые установки. Люди могут даже не вслушиваться в детали отдельных высказываний, но у них в голове формируется набор мыслей, который они воспринимают за своё субъективное мнение.

Активное развитие интернета в последние годы несколько меняет ситуацию. Пользователь всемирной сети имеет гораздо больше свободы в выборе источников информации, чем телезритель. С одной стороны это создаёт серьёзные проблемы пропагандистам. С другой стороны они могут воспользоваться тем, что пользователи гораздо сильнее доверяют той информации, которую они нашли (и выбрали) самостоятельно.

Методы пропаганды

Существует много способов «вложить» мысль в умы людей. При этом можно выделить 6 наиболее эффективных методов, которыми пропаганда пользуется чаще всего. Рассмотрим каждый из них подробно.

  • Навешивание ярлыков. Так уж устроено наше мышление, что мы легко «клюём» на ярлыки. Можно долго объяснять, почему кто-то плохой, но так и не убедить собеседника. А можно вскользь назвать кого-то фашистом или бандитом, и собеседник запомнит это утверждение.
  • Упоминание значимого источника. Любое утверждение звучит убедительнее, если выдать его за мнение «известного ученого» или «общепризнанного эксперта». При этом большинство не спросит, о каком эксперте речь и где можно прочитать его высказывание на эту тему.
  • Отзывы знаменитостей. Если на пропагандистскую кампанию пускаются серьёзные средства, к ней могут привлечь знаменитостей. Многие поклонники принимают на веру слова своих кумиров.
  • Обожествление. Иногда для убедительности определённой идеи ей придаётся сакральный смысл, что всегда важно для значительной части населения.
  • Принадлежность к большинству. Стать изгоем – инстинктивный страх любого живого существа. Поэтому люди охотно принимают ту точку зрения, которая свойственна большинству. А значит, достаточно преподнести какое-то утверждение, как «народное мнение», и многие люди поверят в него безоговорочно.
  • Страх. Ещё один эффективный приём пропаганды – внушение ощущения надвигающейся угрозы. Природа угрозы неважна. Если удаётся внушить человеку это чувство, управлять его мыслями становится гораздо проще.

Принципы пропаганды

Независимо от поставленных целей и задач, для достижения максимальной эффективности должны соблюдаться 6 принципов пропаганды:

  • Незаметность. Потребитель информации не должен знать, что она является пропагандистской.
  • Эмоциональная окраска. Чем больше эмоций вызывает пропагандистское сообщение, тем большей эффективностью оно обладает, даже если противоречит законам логики.
  • Бинарность. Любая пропаганда пытается разделить мир на «белое» и «черное», не оставляя промежуточных вариантов.
  • Желательность. Люди охотнее принимают ту версию событий, которая для них предпочтительнее или соответствует уже имеющимся у них представлениям.
  • Простота. Пропагандистское сообщение должно быть максимально простым, доступным и однозначным.
  • Повторение. Чем больше раз человек слышит определённое утверждение, тем меньше у него остаётся сомнений в его истинности.

Как защититься от пропаганды?

Мы живём в информационную эпоху. Это значит, что мы постоянно получаем информацию и не можем просто отмахнуться от неё. Поэтому нужно внимательно следить за тем, что и откуда мы узнаём. Только такой контроль может обеспечить хотя бы минимальную защиту от пропаганды. Человек, не использующий подобную защиту, даже не заметит, как его точку зрения сформируют за него. При этом сам он будет утверждать, что не смотрит телевизор и не подвержен пропаганде.

Кроме того, важно работать нас своим образованием и развивать критическое мышление. Французский философ 18 века Клод Гельвеций говорил: «Знание некоторых принципов освобождает от знания некоторых фактов». И это один из важнейших тезисов для человека, способного критически осмысливать поступающую информацию. Важно не забывать, что удалить пропагандистский мусор из своей головы гораздо сложнее, чем не пустить его туда вообще.

Заключение

Термину «пропаганда» чуть больше трёхсот лет, но само явление существует, наверное, столько же, сколько и человеческое общество. Религии, борьба за власть, военные походы – всё это требовало умелого манипулирования сознанием народных масс. И даже сегодня, несмотря на уровень технологического и интеллектуального развития человечества, пропаганда остаётся мощным инструментом формирования общественного мнения. Впрочем, есть и положительные моменты. Пропаганда может быть конструктивной, и её можно использовать для гармонизации общества и повышения качества жизни людей.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: