Социальный конфликт — понятие, примеры, причины, функции

Коммуникация

Социальный конфликт – это открытое противостояние между отдельными людьми или группами, вызванное обострением имеющихся противоречий.

Это одна из форм социального взаимодействия, обусловленная столкновением интересов участников. Предметом социального конфликта может стать что угодно, одинаково важное для всех (двух или более) сторон, а причиной – социальные обстоятельства, приведшие к возникновению конфликтной ситуации.

Для социального конфликта характерно постепенное нарастание противостояния, которое может приводить к усилению агрессии со стороны участников и переходу к насильственным действиям. Начинается всё с возникновения спорной ситуации. Одна из сторон причиняет другой материальный, физический или моральный ущерб, а та в свою очередь ищет способ достойно ответить.

Изучением социальных конфликтов занимается конфликтология. Кроме того, во второй половине XX века в рамках данной дисциплины выделилось относительно самостоятельное направление – теория социального конфликта. Одним из наиболее известных авторов работ в данной области был англо-немецкий социолог Ральф Дарендорф (1929-2009).  Он считал, что конфликт – это важный элемент общественного развития, поскольку в любом обществе всегда будут присутствовать люди и группы, чьи интересы противоречат друг другу.

Примеры социальных конфликтов

Если вынести за скобки внутренний конфликт, то практически любой конфликт можно считать социальным, независимо от его масштаба и количества участников. При этом все конфликты можно разбить на группы в зависимости от обстоятельств и участвующих субъектов:

  • Уличные. Это всевозможные стычки между незнакомыми людьми (обычная уличная драка) или заведомо враждующими группировками (уличные банды, фанаты футбольных клубов).
  • Семейные. Данную группу можно считать самой разнообразной. В неё входят ссоры из-за денег, домашних обязанностей, поведения супругов, воспитания детей, общения с родственниками и прочего.
  • Рабочие. Это противостояния из-за таких вопросов как зарплаты, рабочий график, объём обязанностей, наличие работы при сдельной оплате, внеурочная работа, межличностные конфликты между сотрудниками, вопросы компетентности и карьерного роста.
  • Социально-политические. В эту группу входят народные волнения, столкновения молодёжи с полицией, митинги, конфликты между политическими партиями и ветвями власти.
  • Международные. Различные формы давления государств друг на друга, экономические, торговые и военные противостояния.

Структура социального конфликта

Современная конфликтология выделяет такие структурные элементы как:

  • субъекты – стороны конфликта;
  • предмет – источник противоречий;
  • причина – ситуация, из-за которой возник конфликт;
  • повод – действие или событие, спровоцировавшее противостояние сторон.

Иногда в качестве составляющего элемента рассматриваются также последствия конфликта. Последствия могут быть конструктивными (соглашение между сторонами) и деструктивными (ущерб, причинённый всем сторонам или одной из них).

Субъектами конфликта могут выступать не только его стороны, но и неосновные участники, такие как:

  • свидетели – те, кто наблюдает, но не вмешивается;
  • подстрекатели – те, кто способствует эскалации конфликта;
  • пособники – люди, помогающие (часто неосознанно) одной или даже обеим сторонам, способствуя нарастанию противостояния;
  • посредники – люди, пытающиеся помочь в разрешении конфликта.

Причины социальных конфликтов

Основной причиной конфликтов является наличие разногласий в интересах, целях или взглядах разных людей или групп. Для того чтобы разногласия были возможны, стороны должны быть связаны между собой. Разногласия часто бывают надуманными, поэтому исследователи выделяют два типа причин: объективные и субъективные.

Распространённые объективные причины социальных конфликтов:

  • экономические (безработица, низкая оплата труда, инфляция);
  • социальные (стратификация общества, дискриминация отдельных слоёв, неработающие социальные институты);
  • религиозные (противостояние между религиями, навязывание религиозных взглядов в светском государстве);
  • политические (узурпация власти, нестабильность политической обстановки, коррупция, нарушение политиками своих обещаний).

Распространённые субъективные причины:

  • противоречия между личными интересами людей;
  • несоответствие социальных норм реальным потребностям;
  • несовершенство человеческой природы (эгоизм и эгоцентризм, субъективное восприятие реальности, неспособность посмотреть на ситуацию чужими глазами).

Функции социального конфликта

Социальный конфликт – это явление, исполняющее ряд важных для общества функций:

  • Сигнальная. Конфликт сигнализирует о наличии проблем. Это индикатор, показывающий состояние общества, желания людей, их неудовлетворённость текущим положением и причины этой неудовлетворённости. У любого противостояния есть причины, и даже если они субъективны, это всё равно проблемы нуждающиеся в разрешении.
  • Информационная. Для социологов любой социальный конфликт – источник ценной информации. Изучая его, они понимают причины и обстоятельства, приведшие к его возникновению. Также они могут изучить, как он развивается, чтобы впредь использовать это знание.
  • Дифференцирующая. Любое общественное противостояние помогает обществу приобрести структуру, заставляя проявлять интерес к внешним событиям даже тех людей, которые раньше предпочитали ничем не интересоваться и ни во что не вмешиваться.
  • Динамическая. Данную функцию выделили сторонники марксизма. Они утверждали, что любая конфликтная ситуация способствует развитию общества, ускоряя социальные процессы.

Классификация социальных конфликтов

В социологии используется несколько способов классификации, в которых учитываются основные свойства социальных конфликтов.

Классификация по субъектам:

  • межличностные (противостояние отдельных людей);
  • межгрупповые (противостояние социальных групп и иных общностей).

Классификация по направленности конфликта:

  • деструктивные (агрессивная борьба с причинением вреда);
  • конструктивные (дискуссия, направленная на взаимовыгодное соглашение).

Классификация по продолжительности:

  • кратковременные (обычно такие конфликты разрешаются за один эпизод, например, уличная драка или семейный спор);
  • продолжительные (затяжное противостояние, подразумевающее несколько конфликтных эпизодов).

Классификация по причинам:

  • семейные и бытовые;
  • социально-политические;
  • социально-экономические;
  • рабочие и производственные;
  • религиозные и идеологические.

Классификация по характеру развития:

  • спонтанные (внезапно возникшее противостояние);
  • преднамеренные (для возникновения конфликта были приложены целенаправленные усилия).

Этапы социального конфликта

Современные авторы выделяют 4 этапа, через которые проходит конфликт:

  • Предконфликтная ситуация. Данный этап состоит из двух фаз: латентной и открытой. В латентной фазе ситуация формируется, у сторон появляется недовольство. В открытой фазе стороны признают наличие конфликта интересов, возникают точки напряжения.
  • Собственно конфликт. Основной этап также включает две фазы. Первая фаза – это формирование психологической установки на противостояние, попытки подавить противника, убедить окружающих в его неправоте и привлечь общественность на свою сторону. В конфликт вовлекаются неосновные субъекты: свидетели, пособники, посредники и подстрекатели. Вторая фаза – перелом и переоценка ценностей. Стороны либо доводят конфликт до пика напряжения, из-за чего противостояние может перейти в новый формат, либо ищут способы примирения.
  • Завершение противостояния. Если стороны выбирают примирение, наступает завершающая стадия, поскольку конфликт не может прекратиться в один момент.
  • Послеконфликтная ситуация. Чтобы стороны могли продолжать мирное взаимодействие, требуется окончательное урегулирование ситуации.

Разрешение социальных конфликтов

Предотвратить все конфликты невозможно. Это утверждение справедливо как на бытовом уровне, так и на уровне государств. Вместо этого нужно искать способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, которые удовлетворяли бы все стороны.

Способы решения социальных конфликтов:

  • переговоры (чтобы устранить недопонимание, обе стороны должны иметь возможность высказаться);
  • посредничество (у каждой из сторон конфликта складывается собственное субъективное мнение, поэтому помощь третьей стороны может оказаться полезной);
  • арбитраж (можно прибегнуть к формальной процедуре разрешения гражданско-правового спора в суде);
  • силовое решение (использование власти или иного превосходства в силе одной из сторон);
  • компромисс (взаимные уступки ради примирения).

Чтобы было возможно успешное разрешение конфликтной ситуации, необходимы такие условия:

  • должна быть установлена причина;
  • должны быть понятны цели участников;
  • все стороны конфликта должны стремиться к примирению;
  • должен быть определён путь решения конфликта (дорожная карта).

Последствия социального конфликта

Очевидно, что у всякого конфликта есть последствия. Они могут быть положительными для одной из сторон (другая идёт на уступки) или для обеих (разрешаются старые противоречия, мешавшие отношениям). Отрицательные последствия обычно заключаются в эмоциональных потрясениях, материальных потерях, ухудшении отношений между сторонами и возникновении новых негативных обстоятельств.

Конфликты социальных групп обычно повышают уровень сплочённости внутри них, что в большинстве случаев можно считать положительными последствиями. Практически любой конфликт при успешном разрешении приводит к тому, что стороны начинают лучше понимать свои и чужие интересы, а также обстоятельства, которые могут приводить к возникновению новых конфликтных ситуаций.

Заключение

Социальный конфликт – это одна из форм социального взаимодействия. Обойтись без конфликтов невозможно, и они регулярно возникают в любых отношениях, как на бытовом уровне, так и на международном. И поскольку предотвратить их невозможно, нужно сосредоточить усилия на том, чтобы грамотно выходить из конфликтных ситуаций с положительными последствиями для всех сторон.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: