Аффилиация: что это простыми словами, примеры, причины

Дети

Приветствую Вас, друзья!

Каждый человек значительную часть свободного времени проводит с семьей или друзьями. Наличие небольшого круга близких людей необходимо всем – так уж устроена наша психика, что без общения мы не можем жить полноценной жизнью. Эта тяга человека к обществу называется аффилиацией, и сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, какой бывает и почему так сильно влияет на наше поведение.

Что такое аффилиация в психологии?

Аффилиация – это естественная потребность человека быть частью общества и проводить время в этом обществе. Каждый из нас нуждается в том, чтобы строить отношения с другими людьми, получать различные эмоции от общения с ними, испытывать привязанность, доверие, взаимное уважение и другие чувства.

Термин «аффилиация» образован от английского слова affiliation (принадлежность, присоединение), которое в свою очередь происходит от латинского слова filialis (сыновний или дочерний). То есть буквальный смысл данного понятия заключается в присоединении чего-то меньшего к чему-то большему (одного человека к группе).

Данная потребность формируется у нас в раннем детстве при общении с семьей и со сверстниками. У маленького ребенка присутствие других людей вызывает ощущение спокойствия и безопасности. Если же он часто бывает в одиночестве, у него возникает тревожность. Взрослый человек точно так же испытывает комфорт в окружении близких людей, а от длительно одиночества может впасть в депрессию.

Психологи считают, что аффилиация является следствием воспитания и имеет обоснованную причину. Для ребенка постоянное пребывание в окружении семьи – залог безопасности и благополучия. Это восприятие у него закрепляется, и в будущем взрослый человек точно так же постоянно нуждается в наличии близких людей. При этом он стремится быть частью нескольких независимых групп: семьи, круга друзей, рабочего коллектива.

Виды аффилиации

Понимание того, что такое аффилиация, может несколько отличаться в зависимости от контекста. Хоть это и не совсем правильно с точки зрения психологии, но обычно этим словом называют потребность человека быть частью какой-то компании. Также аффилиацией можно называть процесс вовлечения в отношения или сами эти отношения. То есть, этим словом обозначают как особенность психики, так и связанное с ней социальное явление.

При классификации видов аффилиации психологи используют комбинацию из двух понятий:

  • Потребность в аффилиации. Это показатель того, насколько сильно человек нуждается в том, чтобы быть частью компании. Люди с высокой аффилиацией постоянно стремятся к общению. Они не обязательно являются экстравертами, но одиночество переносят крайне плохо, поэтому стараются как можно больше времени проводить с близкими. Люди с низкой аффилиацией, наоборот, любят побыть в одиночестве, а от избытка общения быстро устают.
  • Надежда на аффилиацию. Это понятие тесно связано с самооценкой человека. Уверенные в себе личности обычно отличаются высокой надеждой на аффилиацию (то есть, они уверены, что легко заводят новых друзей). Если же надежда на аффилиацию низкая, человек постоянно боится, что его постигнет неудача в отношениях. Про него говорят, что он испытывает «страх отвержения».

Потребность в аффилиации и надежда на неё могут сочетаться в четырех комбинациях, формируя четыре разные ситуации:

  • Высокая потребность и высокая надежда. Очевидно, что такие люди очень общительны и практически всегда являются экстравертами. В большинстве случаев они производят положительные впечатления на новых знакомых. Однако в дальнейшем их чрезмерная общительность многим кажется назойливой.
  • Низкая потребность и высокая надежда. Так бывает, когда человек достаточно уверен в себе и не боится неудач в отношениях. Обычно он не сильно стремится к новым знакомствам и сближениям, поскольку его потребность в аффилиации обычно полностью удовлетворена.
  • Низкая потребность и низкая надежда. Такой человек от природы не стремится к сближению. А поскольку при этом у него весьма силён страх отвержения, то это только укрепляет его уверенность в том, что ему никто не нужен.
  • Высокая потребность и низкая надежда. Такое соотношение приводит к тому, что потребность человека в аффилиации часто остаётся неудовлетворенной. Из-за этого у него возникает мощный внутренний конфликт, который со временем может приводить к неврозам и другим расстройствам психики.

Некоторые авторы считают, что последнее сочетание является основной причиной конформного поведения. То есть, чем сильнее человек стремится к приобщению и чем больше при этом боится быть отвергнутым, тем выше будет его склонность к конформизму.

Мотивация аффилиации

Для лучшего понимания того, что такое аффилиация, необходимо знать ещё два понятия: мотив аффилиации и мотив отвергания. Это два противодействующих мотива, присутствующих у каждого человека. У большинства людей доминирующим является первый из них, но и второй иногда даёт о себе знать.

Мотив аффилиации – это комплексный мотив, состоящий из стремления к аффилиации и потребности в эмоционально-доверительных отношениях. Степень выраженности данного мотива зависит от воспитания, а также от жизненного опыта человека. Люди с сильным мотивом аффилиации обычно успешны в общении и имеют высокий статус в коллективе.

Мотив отвергания – это противоположность мотива аффилиации. Он заключается в том, что личность отрицает и саботирует собственную потребность в приобщении. Люди, у которых данный мотив является доминирующим, не стремятся быть частью коллектива и не сильно расстраиваются из-за недостаточной социальной успешности.

Потребность в аффилиации

С точки зрения психологии, аффилиация – это одна из фундаментальных потребностей, присутствующих у каждого человека. У всех людей она выражена в разной степени, но полностью отсутствовать не может. Ощущая себя частью определенной группы, человек чувствует, что в сложной ситуации сможет рассчитывать на поддержку. При этом и сам он готов поддерживать других членов этой группы, чтобы усиливать связь с ними.

Потребность в аффилиации может значительно усилиться, если человек потерпел неудачу и пребывает в состоянии фрустрации. В такой ситуации он может действовать одним из двух способов: либо продолжать предпринимать отчаянные попытки приобщиться к той же группе, либо начать искать альтернативный способ удовлетворить потребность в аффилиации (найти другую компанию).

Заключение

Человека не зря называют социальным животным, ведь одна из важнейших наших потребностей заключается в том, чтобы чувствовать себя частью некоторой группы людей. Эта потребность выражена у всех по-разному и по-разному проявляется, но нельзя найти человека, который совсем не нуждался бы в общении и сближении с другими людьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: