Апперцепция – это одно из фундаментальных свойств человеческого восприятия. Как наши глаза фокусируются на определенном предмете, обеспечивая отчетливое изображение, так и мозг фокусируется на определенном образе, фиксируя его в нашем восприятии. Апперцепция не является врожденной, а формируется у человека по мере накопления жизненного опыта. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, какой бывает, как проявляется и какое значение имеет для нашей жизни.
Что такое апперцепция?
Апперцепция — это свойство психики, которое заключается в условном восприятии объектов внешнего мира, зависящем от жизненного опыта человека, его мировоззрения, моральных и нравственных убеждений, профессии, интересов, потребностей, ожиданий и прочих факторов. Апперцепция подразумевает, что в увиденном образе человек узнаёт хорошо знакомый ему предмет, наделенный определенными свойствами, либо сцену из жизни.
Термин «апперцепция» образован от латинских слов ad (к, приближение к) и percipere (воспринимать) или perceptio (восприятие). Автором данного понятия считается немецкий философ Готфрид Лейбниц. Он разделял восприятие на две составляющих:
- перцепция – ощущение, которое уже воспринято, но ещё не осмыслено;
- апперцепция – осмысленное ощущение, воспринятый и идентифицированный образ.
Стоит отметить, что в современной психологии термин «перцепция» используется для обозначения восприятия вообще, а не только его неосмысленной составляющей, как у Лейбница.
Глядя на одни и те же очертания, люди могут идентифицировать в них разные предметы. На этом явлении основаны многие оптические иллюзии, а также психологические тесты, такие как тест Роршаха или методика чернильных пятен Хольцмана (представляющая собой усовершенствованную версию теста Роршаха).
Примеры апперцепции
Чтобы лучше понять, что такое апперцепция, рассмотрим несколько примеров, которые достаточно часто встречаются в повседневной жизни:
- общаясь с человеком, которому мы по каким-то причинам не доверяем, за каждым его словом мы видим ложь или попытку манипуляции;
- иногда вместо слова, написанного большими буквами на витрине или на вывеске, мы можем ошибочно прочитать другое слово, которое связано с нашими текущими потребностями или ожиданиями;
- каждый человек быстро идентифицирует образы, связанные с его профессией и увлечениями, иногда находя эти образы даже там, где их не должно быть;
- хореограф в повседневной жизни замечает, что одни люди движутся пластично, а другие – весьма неуклюже (хотя для любого другого человека их движения выглядят одинаково);
- когда мы ищем какую-то вещь среди множества других, мы находим её не сразу, но после этого уже не упускаем её из виду, поскольку её образ уже зафиксировался в нашем сознании;
- голодный человек чаще замечает образы связанные с едой (например, вывески кафе и ресторанов).
Возможно, вы видели шуточные тексты, в словах которых перепутаны все буквы кроме первой и последней. Прочесть такой текст можно без особых усилий, иногда даже не сразу заметив, насколько сильно искажены в нём слова. И это отличный пример апперцепции, поскольку данный «фокус» работает только для родного языка. Но если вы, к примеру, свободно читаете по-английски, прочитать англоязычный текст с перепутанными буквами вам всё же будет гораздо сложнее, чем текст на русском языке.
Виды апперцепции
Апперцепция – это сложный психологический феномен, помогающий нам идентифицировать и выделять из общей массы важные для нас предметы. При этом существуют разные проявления данного феномена, которые психологи классифицируют, используя несколько подходов. В частности, по привязанности к жизненному опыту апперцепцию делят на два вида:
- Трансцендентальная. Данное понятие ввёл Кант для обозначения безусловной апперцепции, заложенной в человеческом сознании изначально (апперцепции чистого разума).
- Эмпирическая. Данная форма апперцепции основывается на накопленном опыте.
В зависимости от того, основывается апперцепция на каких-то постоянных особенностях восприятия или на сиюминутных ожиданиях, её также подразделяют на два вида:
- Временная. Она обусловлена текущими ожиданиями, желаниями, впечатлениями или потребностями. Хоть она и не всегда связана с эмоциями, её часто называют также «эмоциональной».
- Устойчивая. Эта форма апперцепции обусловлена жизненным опытом, особенностями личности, привычками, уровнем образования, профессиональными знаниями и прочими постоянными факторами.
Американский психолог Джером Брунер предложил рассматривать такое понятие как «социальная апперцепция». Данный вид апперцепции он соотнёс с восприятием групп людей. То есть, речь идёт о том, как человек воспринимает определенную социальную группу, какие свойства ей приписывает, каких действий от неё ждёт и как интерпретирует события, связанные с этой социальной группой.
История термина
Автором понятия считается немецкий ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716). Правда, по современным меркам его понимание того, что такое апперцепция, выглядит весьма необычно. Он рассматривал её как форму активности человеческой души.
Иммануил Кант (1724-1804) ввёл понятие трансцендентальной апперцепции. С его точки зрения, апперцепция могла быть обусловлена как жизненным опытом человека (эмпирическая), так и факторами, находящимися за пределами человеческого понимания (трансцендентальная).
Немецкий ученый Иоганн Гербарт (1776-1841), считающийся основоположником эмпирической психологии, много времени посвятил изучению того, как происходит процесс осознания воспринимаемых ощущений. Именно он сделал слово «апперцепция» чисто научным (а не философским или духовным) термином. Также он ввёл такое понятие как «апперцептивная масса», характеризующее накопленные знания.
Значительную часть своей исследовательской деятельности апперцепции посвятил также немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920). Он рассматривал апперцепцию как интеллектуальный процесс накопления, структурирования и использования жизненного опыта, который необходим нашему сознанию для быстрой идентификации знакомых предметов и явлений.
Заключение
Апперцепция – это зависимость восприятия от особенностей личности и жизненного опыта конкретного человека. В зависимости от знаний, интересов, текущих потребностей и ожиданий, разные люди могут по-разному воспринимать одни и те же вещи. Во многом именно апперцепция создаёт нашу индивидуальность, делая нас теми, кем мы являемся в повседневной жизни. На этом основываются применяемые в психологии метод Роршаха и методика чернильных пятен Хольцмана, позволяющие достаточно точно определить личностные характеристики человека.