Аттитюд — что это простыми словами, примеры, виды, структура

Девочка за компьютером

Говорят, хорошая хозяйка не станет замешивать тесто в плохом настроении – иначе выпечка будет неудачной. Сложно сказать, действительно ли это так в случае с тестом. Но настрой действительно влияет на результат многих дел, даже когда мы этого не осознаём. В социальной психологии для обозначения этого явления используется термин «аттитюд» или «социальная установка», и сегодня мы детально рассмотрим, что оно собой представляет и как работает.

Что такое аттитюд?

Аттитюд – это заведомо выбранное отношение к определённой ситуации, определяющее последующее поведение человека. Говоря простыми словами, это «настрой» на определённое развитие событий. Психологи считают, что это более сложный психологический механизм, чем может показаться на первый взгляд. Он охватывает восприятие, осознание и оценку ситуации, а также выбор определённой модели поведения.

Термин образован от английского слова attitude (отношение). В советских источниках можно найти упоминание данного феномена под названием «психологическая готовность». А в современной русскоязычной литературе наравне со словом «аттитюд» используется термин «социальная установка».

Авторами понятия являются американские социологи Уильям Томас и Флориан Знанецки. В 1918 году они опубликовали результаты интересного исследования, в рамках которого обнаружили, что судьба иммигрантов в США зависит от того, с каким настроем они приехали. Люди, желавшие «начать новую жизнь», быстро адаптировались, впитывали культуру и изучали язык. Те же, кто ехал без чёткой цели, долго чувствовали себя чужими и с трудом постигали язык.

Структура аттитюда

Как было отмечено выше, аттитюд – это сложный психологический механизм, включающий несколько элементов. В современной психологии используется трёхкомпонентная модель Смита, включающая следующие компоненты:

  • Когнитивный. Это совокупность знаний, мнений, представлений и убеждений об объекте социальной установки.
  • Аффективный. Это чувства, эмоции и переживания, вызываемые объектом у субъекта.
  • Поведенческий. Это поведение субъекта и его поведенческие интенции (различные планы, намерения, стремления, ожидания и замыслы, которые могут и не воплощаться в реальных действиях).

Сам аттитюд рассматривается как суммарный результат этих трёх элементов. То есть, субъект накапливает какие-то знания об объекте, у него формируется эмоциональная реакция и вырабатываются поведенческие интенции, которые могут приводить или не приводить к реальным действиям, но в любом случае влияют на поведение индивида.

Все три компонента взаимосвязаны, поэтому перемены в любом из них влияют на остальные два. К примеру, положительные или отрицательные эмоции могут повлиять на субъективное мнение об объекте и на поведение по отношению к нему. Стоит отметить, что данная модель пока не считается эмпирически подтверждённой, поэтому её признают не все исследователи и она часто подвергается критике.

В 1934 году психолог Ричард Лапьер наглядно показал, что поведение индивида не всегда соответствует социальным установкам. Данный феномен был назван «Парадоксом Лапьера». Исследование неоднократно оспаривали и подвергали критике методологию его проведения, однако оно оказало серьёзное влияние на представления об аттитюде.

Позже социальный психолог Дэрил Бем высказал мнение, объясняющее парадокс Лапьера. Он предположил, что социальная установка может определяться поведением индивида. То есть, сначала он ведёт себя определённым образом, а потом подгоняет своё восприятие под собственное поведение. Бем предположил, что это механизм защиты от когнитивного диссонанса. Совершив определённые действия, человек объясняет своё поведение тем, что оно соответствовало его установкам.

Примеры

Аттитюд проявляется во всех сферах жизни. Можно иметь установки в отношении организаций, идей, людей, символов, профессий, книг, национальных меньшинств, продуктов питания и любых других объектов. Часто аттитюд принимает форму «нравится или не нравится». К примеру, парень может настроить себя, что ему нравятся блондинки, и впредь руководствоваться этими установками. А встретив симпатичную темноволосую девушку, он может подумать: «Жаль, что мне не нравятся брюнетки», вместо того, чтобы признать, что она ему понравилась.

Рассмотрим несколько примеров аттитюда:

  • Перспективная работа. Представим себе двух людей, устраивающихся на работу. Все условия равны, но один настроен серьёзно, а второй рассматривает это место как временное. В итоге первый быстро учится, становится хорошим специалистом и получает повышение. Второй же попросту теряет время, поскольку не рассматривает работу всерьёз и не имеет внутренней установки на развитие.
  • Отношение к спорту. Одни люди любят спорт и постоянно им занимаются, другие – периодически начинают, но бросают. И здесь огромную роль играет аттитюд. Если изначально рассматривать спорт, как неотъемлемую часть своей жизни, то заниматься им легко и приятно. Если же считать, что это тяжёлый труд, даже титаническая сила воли не поможет превратить занятия спортом в полезную привычку.
  • Праздничное настроение. В году есть несколько праздников, пробуждающих в нас особое настроение. Например, перед Новым годом у большинства из нас возникают положительные эмоции, связанные с этим праздником и его атрибутами. А у кого-то, наоборот, могут «всплывать» неприятные воспоминания, связанные с неудачным празднованием Нового года.
  • Хороший (плохой) политик. Если нравящийся нам политик совершает плохой поступок или некрасиво высказывается, мы находим повод «простить» ему это. Если же политик нам не нравится, каждое его действие и высказывание мы воспринимаем в штыки или считаем его лицемером (поведенческий компонент аттитюда здесь заключается в избирательном отборе информации и коррекции отношения к ней).

Аттитюд детерминирует поведение субъекта по отношению к социальному объекту или социальному явлению. Причинами формирования аттитюда могут быть самые разные факторы, но при попытке объяснить своё поведение субъект обычно оперирует ценностными суждениями: «Мне нравится», «Выглядит красиво», «Это хорошо для меня или хорошо вообще».

Функции аттитюда

В 1960 году американский социальный психолог Даниэль Катц опубликовал работу «Функциональный подход к изучению установок». В ней он выделил следующие функции аттитюда:

  • Познавательная. Установки упрощают категоризацию информации, экономя мыслительную энергию и время. Ценой этой экономии становится частичная потеря информации, снижение её точности.
  • Утилитарная. Установки направлены на достижение желаемых целей. При этом связь может быть косвенной. К примеру, политик может быть борцом за права меньшинств, поскольку он создал для себя такую установку. При этом его реальная цель – успех в политической карьере.
  • Экспрессивная. Некоторые аттитюды служат для выражения ценностей, взглядов и идей, а также представлений о самом себе. Их целью может быть самоутверждение, подтверждение справедливости своих взглядов, демонстрация окружающим своей принадлежности к определённой группе. К примеру, ношение футболки с каким-то изображением – это тоже проявление аттитюда.
  • Эго-защитная. Данная функция подразумевает негативное отношение к чему-то, позволяющее защититься от негативных чувств к себе самому. К примеру, психологи утверждают, что гомофобия свойственна людям, которые отрицают определённые аспекты собственной сексуальности.

По сути, социальная установка – это механизм упрощений, обобщений и оценочных суждений, регулирующий наше восприятие и поведение. Она формируется на основе жизненного опыта, позволяя не тратить время и когнитивные ресурсы на анализ того, что мы уже проанализировали раньше. В некоторых случаях это бывает полезно, и всё же шаблоны часто ведут нас неправильной дорогой.

К примеру, если у человека складывается впечатление, что его работа бесперспективна, у него вырабатывается соответствующая установка. Мозг решает не тратить ценные ресурсы на бесполезную деятельность, в результате чего человек теряет возможность работать продуктивно. Работа его больше не радует, и со временем наступает эмоциональное выгорание. Таким образом, аттитюд может приводить к нежелательным последствиям, полностью противоположным его основной функции.

Формирование социальных установок

Стараясь облегчить себе работу, наш мозг использует различные механизмы, позволяющие ему быстро делать выводы об объектах и явлениях. Аттитюд является одним из таких механизмов. Мы обобщаем свой социальный опыт, а через некоторое время у нас вырабатывается определённая установка, которой мы руководствуемся, даже не осознавая этого. В социальной психологии есть несколько подходов к пониманию того, как формируются и как действуют социальные установки. Рассмотрим подробно каждый из них.

Бихевиористский подход

Бихевиоризм – это направление в психологии, основывающееся на предположении, что наше поведение полностью определяется внешними обстоятельствами. Иными словами, все черты характера и личности полностью сформированы событиями, которые происходили в жизни индивида. При этом мысли и эмоции рассматриваются не как личностные процессы, а как реакция на внешние факторы.

В рамках данного подхода полагается, что сам индивид на формирование своих социальных установок никак не влияет. Они формируются под влиянием внешних факторов, таких как:

  • Позитивное подкрепление. По сути, это условный рефлекс, работающий на уровне высшей нервной деятельности. Если индивид ощущает, что какая-то деятельность для него полезна, у него формируется положительная установка (и наоборот).
  • Наблюдение. Наблюдая за чужим поведением, индивид может делать выводы о том, какая причинно-следственная связь присутствует между действиями окружающих и последствиями для них.
  • Формирование ассоциативных связей. Новые установки могут формироваться на основе уже существующих за счёт ассоциаций с новыми стимулами.

Когнитивный подход

Данный подход сформировался на основе трёх теорий:

  • Теория конгруэнтности (Чарльз Осгуд и Пол Танненбаум). Согласно данной теории, аттитюд формируется или меняется, когда требуется сделать выбор между двумя противоречивыми мнениями или источниками информации. Пока такой выбор не сделан, наше сознание пребывает в состоянии дисбаланса, от которого стремится избавиться, перейдя в состояние конгруэнтности.
  • Теория диссонанса (Леон Фестингер). Данная теория близка по смыслу к предыдущей. Её суть заключается в том, что аттитюд формируется и меняется, когда два когнитивных элемента (знания, мысли, убеждения) находятся в диссонансе. Наше сознание пытается избавиться от диссонанса, чтобы добиться последовательности и согласованности когнитивных элементов.
  • Теория коммуникативных актов (Теодор Ньюком). В основе данной теории лежит утверждение, что два человека, положительно относящиеся друг к другу, пересматривают своё отношение к социальным объектам и явлениям так, чтобы оно у них совпадало.

Мотивационный подход

Данный подход противопоставляется бихевиористскому и основывается на том, что личность обладает волей и может самостоятельно менять свои установки, анализируя и взвешивая различные аргументы, полученные извне. Здесь можно выделить две теории:

  • Теория ожидаемых преимуществ. Индивид выбирает для себя те установки, которые в перспективе могут дать ему определённые преимущества.
  • Теория когнитивного реагирования. Индивид реагирует на социальный объект или явление положительно (либо отрицательно), и на основе этой субъективной оценки формируется аттитюд.

Генетический подход

Этот подход строится на предположении, что основные причины формирования социальных установок заложены в нас на генетическом уровне. Это такие факторы как:

  • Интеллектуальные способности. Восприятие реальности зависит от уровня интеллекта. Соответственно, он влияет и на социальные установки (в частности, на когнитивный компонент).
  • Темперамент. Существует четыре типа темперамента, и каждый из них подразумевает разные эмоциональные реакции на одни и те же события. Соответственно, данный фактор влияет на аффективный компонент аттитюда.
  • Физиологические факторы. Особенности нашего организма и обмена веществ существенно влияют на наше поведение. К примеру, худые и полные люди многие вещи воспринимают по-разному, и установки у них сильно отличаются (поведенческий компонент).

Генетический подход не отрицает влияние внешних факторов. Но он подразумевает, что решающую роль играют всё же врождённые.

Структурный (социальный) подход

Автором данного подхода является американский психолог и социолог Джордж Мид. Его идея заключается в том, что значительную часть наших установок мы получаем путём интернализации (усвоения, принятия) установок значимых других (близких, родных, друзей, уважаемых людей).

К примеру, автор утверждает, что политическую позицию большинство людей заимствует у окружающих, а не формирует самостоятельно. При этом он отмечает, что мы предпочитаем заимствовать установки у тех, кто нам близок, но обладает немного большим социальным престижем. Структурный подход демонстрирует, что аттитюд – это социальное явление, направленное на укрепление связи внутри группы.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: