Интеракционизм: что это простыми словами, в чём проявляется

Команда

Каждый из нас подвержен влиянию окружения, а в своих поступках всегда ориентируется на тех, кого любит и уважает. Наши личностные характеристики во многом определяются теми, кто нам небезразличен – это вполне очевидно. При этом существует целое научное направление, построенное на утверждении, что личность полностью формируется за счёт взаимодействия с другими людьми – интеракционизм. Сегодня мы подробно разберём, что оно собой представляет и какую роль играет в современной психологии.

Что такое интеракционизм?

Интеракционизм – это методологический подход в некоторых науках, строящийся на утверждении, что личность формируется благодаря взаимодействию индивида с окружающими, своей социальной группой и прочими людьми, служащими для него моральными и нравственными ориентирами. Сторонники этого подхода считают, что структура личности полностью зависит от характера взаимодействия индивида с другими людьми.

Термин «интеракционизм» образован от английского слова «interaction», которое переводится как «взаимодействие».

С точки зрения интеракционизма, личность развивается только благодаря взаимодействию с другими. Это взаимодействие может быть как настоящим, так и воображаемым. То есть, индивид, прежде чем совершить определенный поступок, может подумать, как поступил бы в этой ситуации другой человек, служащий для него ориентиром. Также для него важно, как его поступок оценят те, кого он уважает. Кроме того, он может специально избегать поступков, которые по его мнению совершил бы тот, кто ему не нравится.

Интеракционизм изучает структуру личности, ролевое поведение человека и процессы социализации. В рамках этого подхода общественным отношениям придаётся особый психологический смысл, при этом социальные взаимодействия сводятся к межличностной коммуникации. Структура личности определяется взаимодействием с людьми, которые служат для индивида моральными ориентирами и примерами для подражания (или, наоборот, антипримерами).

Важнейшим направлением в рамках интеракционизма является символический интеракционизм (иногда их отождествляют). Его главное отличие состоит в том, что в нём рассматривается значение, придаваемое взаимодействию с разными объектами. Если сказать обобщенно, то символический интеракционизм – это направление в социальных науках, изучающее преимущественно один аспект взаимодействия – «символы». Под символом подразумевается смысл, вкладываемый в действие, высказывание или иное взаимодействие.

Основы интеракционизма заложили американские психологи Джордж Герберт Мид и Чарлз Кули, сформулировавшие ключевые принципы и теоретические основы данной методологии. Автором термина «символический интеракционизм» считается Герберт Блумер.

Формирование личности в интеракционизме

Чтобы объяснить, что такое интеракционизми как он определяет формирование личности, Чарлз Кули создал теорию «зеркального Я» (looking-glass self). В данной теории он выделит три ключевых элемента:

  • как, по нашему мнению, нас воспринимают другие люди («Окружающие придают большое значение тому, как я выгляжу»).
  • как, по нашему мнению, они оценивают то, что видят («Им нравится мой новый стиль»).
  • что мы решаем предпринять в ответ на их реакцию («Буду придерживаться этого стиля и дальше»).

По мнению Кули, каждое взаимодействие с окружающим миром, даже незначительное, оказывает влияние на нашу личность. При этом важно не само событие, а то, как мы его оцениваем и интерпретируем.

Джордж Мид разделил процесс усвоения социальных ролей ребёнком на три этапа:

  • маленький ребёнок не знает, почему взрослые выполняют те или иные действия, но стремится подражать им. Даже не понимая смысла, он испытывает удовлетворение от того, что делает то же самое и приобщается к взрослой деятельности.
  • дети играют в игры с имитацией определенных социальных ролей. Им интересно обыгрывать ситуации, которые они видят в быту (дома, в магазине, в больнице, в автобусе). При этом они уже понимают смысл происходящего, вживаются в роль, ведут диалоги, обдумывают своё поведение, импровизируют.
  • дети и подростки играют в командные игры, в которых каждый игрок должен понимать, что интересы команды превыше его собственных. В таких играх они учатся быть частью общества, впервые сталкиваясь с тем, что их ошибки и удачные действия имеют определенную цену для всей команды. Они сталкиваются с ответственностью, общественным мнением и санкциями. По сути, командные игры – важнейший этап в подготовке к взрослой жизни.

Согласно ролевой теории, социальное поведение личности определяется не только социальной ролью человека, но и его социальным статусом (точнее, тем, как он сам его понимает).

Зарождение и развитие интеракционизма

За свою 40-летнюю научную карьеру Джордж Мид опубликовал более 100 научных работ, но не написал ни одной книги. После смерти ученого в 1931 году его ученики собрали оставленные им материалы и собственные конспекты. Они составили из них книгу, которую опубликовали в 1934 году под названием «Разум, Я и Общество» («Mind, Self and Society»). И сегодня эта книга остаётся самым значимым трудом в данной области.

В своих исследованиях Мид уделял основное внимание символической коммуникации – межличностному взаимодействию, которое осуществляется посредством символов (высказывания, жесты, культурные символы, выраженные предпочтения).

В основе символического интеракционизма Мида лежат три тезиса:

  • люди выбирают своё поведение в отношении внешних объектов (предметов, явлений, других людей, их поступков) на основе значения, которым для них обладают эти объекты. Если значение меняется, то меняется и отношение, даже если сам объект ничуть не поменялся.
  • значения объектов возникают при взаимодействии с социальным окружением.
  • значения объектов формируются на основе интерпретации человеком обстоятельств, связанных с этими объектами.

Джордж Мид пришёл к выводу, что умение общаться и прочие социальные навыки формируются у человека благодаря тому, что он определяет состояние собеседника по мимике, жестам и прочим невербальным сигналам, которые тот посылает. Он назвал эти сигналы «значимыми жестами» или «символами». При этом человек создаёт символы только при социальном взаимодействии – направляя их на партнёра по общению.

Современный символический интеракционизм придаёт большое значение процессам формирования символов и прочим аспектам символической коммуникации. В частности, исследователи придерживаются предложенной Мидом версии о том, что обязательным условием для успешного общения является наличие способности понимать мотивы другого человека, а также умение смотреть со стороны на самого себя. Только в таком случае человек может стать полноценным социальным существом, достаточно отчётливо понимающим своё место в социуме.

Ролевая теория

Чтобы лучше понять, что такое интеракционизм, стоит разобрать ролевую теорию, одной из вариаций которой он является. Согласно этой теории, личность можно описать сложным набором ролей, которые добровольно или вынужденно принимает индивид. Они обусловлены его опытом, социальным статусом и прочими обстоятельствами. Ролевая теория (или теория ролей) объединяет несколько разных подходов к изучению поведения личности, при этом основное значение придаётся социальному контексту.

Теория ролей основывается на понятии «роли», которое Мид считал одним из основополагающих в интеракционизме. В его понимании умение представить себя на месте другого человека и понять его мотивы является важнейшей способностью, необходимой для успешного взаимодействия и построения отношений. Подразумевается способность не просто понять, что думает другой человек, а «выйти» из своей позиции восприятия и «войти» в его позицию. При этом Мид не дал однозначного определения термину «роль», поэтому у современных исследователей остаётся возможность трактовать его по-разному.

После Мида психологи и социологи посвятили большое количество исследований изучению ролевого взаимодействия, благодаря чему, в частности, были описаны новые варианты реализации ролей, а также было сформулировано чёткое определение понятия «социальная роль».

Ирвинг (Эрвин) Гофман развил концепцию «управления впечатлениями». Согласно данной концепции, любое взаимодействие между людьми можно считать драматургическим выступлением, в котором один человек является режиссёром и актёром. Представление может быть направлено на одного «зрителя» или на группу. В зависимости от ситуации, оно может быть краткосрочным или продолжительным. Кроме того, «актёр» может вкладывать в «роль» больше или меньше экспрессии (речь идёт не об аффектации, а просто о разной выразительности реальных эмоций).

Теория референтных групп

Референтная группа – это группа, к которой человек относит или хочет относить себя. Выбирая для себя группу, он учитывает её ценности, моральные и нравственные нормы, которые принимает в качестве ориентиров для формирования собственных установок. Следует отметить, что он может понимать эти ценности и нормы неправильно, но при этом использовать их в качестве критериев для оценки собственного и чужого поведения.

В зависимости от выполняемых функций, референтные группы делят на два типа:

  • Нормативные. Это группы, являющиеся для индивида ориентиром, глядя на который, он выбирает собственную модель поведения.
  • Сравнительные. Это эталонные группы, по которым индивид оценивает себя и других людей.

В зависимости от членства индивида, группа может относиться к одному из двух типов:

  • Группа присутствия. Это группа, в которую индивид входит.
  • Идеальная группа. Это реальная или вымышленная группа, на которую он ориентируется.

Идеальную группу часто составляют литературные персонажи или исторические персоны, деятельность которых сильно мифологизирована и приукрашена. Существуют как положительные референтные группы, так и отрицательные – те, ценности которых индивид считает неприемлемыми. В социологии и социальной психологии референтные группы рассматриваются как механизм ценностно-нормативной регуляции личности.

Эффективное выделение и нахождение референтных групп – приоритетная задача для социологов и социальных психологов. Её решение позволит целенаправленно управлять процессом формирования и развития личности.

Заключение

Интеракционизм – это популярный методологический подход, объединяющий несколько направлений. Он не является общепринятой парадигмой. Его часто критикуют за то, что он фокусируется на микроуровневом взаимодействии, абстрагируясь от социокультурного контекста. Кроме того, критике подвергаются размытость используемых им теоретических моделей и неопределенность некоторых понятий. И всё же это одно из важнейших направлений в социологии и социальной психологии, развиваемое совместными усилиями большого количества ученых и исследователей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: