Навык: что это простыми словами, примеры, отличие от умения

Рисование

Что такое навык?

Навык – это способность правильно и эффективно выполнять определённое действие, полученная и доведённая до автоматизма с помощью многократных повторений. К примеру, умения плавать и ездить на велосипеде – это навыки, которые можно сформировать и развить только путём реальных тренировок. Нельзя научиться этому, прочитав книгу или посмотрев видео.

Более сложный пример – изучение иностранного языка. За счёт теоретической подготовки можно узнать все правила и даже сформировать довольно большой словарный запас. Но при этом невозможно развить навык общения без практического применения изучаемого языка. Более того, даже умение читать или понимать устную речь на слух – это тоже навыки, для развития которых необходимы продолжительные практические занятия.

Чтобы лучше понять, что такое навык и чем он отличается от знания или умения, можно понаблюдать за ребёнком, который только учится читать. Он уже умеет говорить и знает все слова, которые могут встретиться ему в книге. Также он знает все буквы. Но глядя на напечатанное слово, он не может прочитать его сразу. Ему приходится идентифицировать все буквы по очереди, и только после этого он может объединить их в слово и понять смысл. То есть, у ребёнка уже есть все знания, необходимые для полноценного чтения. Но только когда он научится читать свободно, можно будет говорить, что у него сформировался навык.

По сути, навык – это высший уровень умения. Можно научиться делать что-то, тщательно обдумывая каждый шаг – это умение. Но когда человек выполняет все действия автоматически и даже не задумывается о промежуточных этапах – это уже навык. Научиться что-то делать можно быстро, но для того, чтобы сформировать устойчивый навык, требуется продолжительная практика.

Примеры навыков

Выше мы рассмотрели несколько очевидных примеров, таких как умение читать, плавать, ездить на велосипеде или общаться на иностранном языке. Давайте рассмотрим ещё несколько важных навыков, которые не столь очевидны, но очень полезны любому взрослому человеку.

Умение распоряжаться своим временем

В современном мире это один из важнейших навыков. У каждого из нас есть множество дел в разных сферах жизни, и без грамотного тайм-менеджмента невозможно успеть сделать всё. К сожалению, умение распоряжаться своим временем само по себе развивается плохо. Поэтому необходимо прикладывать целенаправленные усилия, чтобы научиться правильно расставлять приоритеты, отличая важные дела от неважных, а срочные от несрочных.

Предприимчивость

Это ещё один ценный навык, без которого сложно прожить в наше время. Он подразумевает способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, подстраиваться под них и проявлять инициативу, чтобы извлекать из них пользу для себя и для других. От него в существенной мере зависит наша успешность во всех сферах жизни, поэтому любому человеку стоит работать над его развитием.

Можно обладать поистине уникальными знаниями и способностями, но если не уметь извлекать из них пользу, добиться успеха будет сложно. Интересно, что многие люди осуждают предприимчивость, считая её чем-то аморальным. Однако сам по себе этот навык не противоречит нормам морали и нравственности. И если присмотреться к известным успешным личностям, можно заметить, что все они весьма предприимчивы.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это скорее врождённая способность, чем навык, и всё же его можно развивать целенаправленно. Он даёт способность замечать и правильно интерпретировать чужие эмоции, не прикладывая к этому особых усилий. Также благодаря ему можно лучше понимать собственные эмоции и переживания. Поэтому развитый эмоциональный интеллект необходим любому человеку. Он помогает налаживать контакты с другими людьми и избегать конфликтов, повышает коммуникабельность, делает нас более устойчивыми и жизнерадостными. Проще говоря, он тоже помогает добиваться успеха во всех сферах жизни.

Критическое мышление

Способность мыслить критически – один из важнейших навыков умного и успешного человека. Она позволяет объективно оценивать окружающую действительность, отличать истину от лжи, беспристрастно смотреть на вещи и быстро понимать, кому можно доверять, а кому нельзя. Данная способность позволяет сосредотачивать своё внимание на важных деталях и грамотно анализировать поступающую информацию. Поэтому развивать критическое мышление должен каждый человек, желающий стать успешным.

Классификация навыков

Классифицировать навыки можно по разным критериям. В частности, в зависимости от сложности и комплексности можно выделить два вида:

  • простые (плавание, езда на велосипеде);
  • сложные (готовка еды, ремонт двигателей внутреннего сгорания).

По такому критерию как универсальность также можно выделить два вида навыков:

  • конкретные (применимые только в узкой сфере, например, умение быстро чистить апельсин или попадать баскетбольным мячом в корзину);
  • универсальные (подходящие для разных ситуаций, например, способность вязать крепкие узлы или умение готовить еду).

Также иногда используется такой критерий как система организма, которую задействует навык. Он позволяет выделить 3 вида:

  • перцептивные (навыки восприятия, например, умение дегустировать вина или определять ноты на слух);
  • интеллектуальные (решение различных задач с помощью ума, например, перевод текста или управление большим коллективом);
  • двигательные (различные умения, которые задействуют мышцы и требуют хорошей координации движений, такие как езда на велосипеде или отбивание мяча битой).

Стоит отметить, что многие навыки нельзя однозначно отнести к тому или иному виду. К примеру, игра на гитаре может считаться и перцептивным, и двигательным навыком, а синхронный перевод – перцептивным и интеллектуальным.

Как формируется навык?

Формирование и развитие навыка – это сложный процесс, чаще всего требующий значительных усилий. Психологи выделяют в этом процессе четыре этапа:

  • Предварительный. Сначала человек изучает теоретическую информацию (получает знания) и предпринимает первые попытки что-то сделать (развивает умение). Обычно на данном этапе он сталкивается с переизбытком информации, часто путается и многие вещи понимает неправильно, но не осознаёт этого.
  • Аналитический. На этом этапе он уже анализирует полученные знания и результаты первых попыток, пытаясь понять, как лучше решать задачу.
  • Синтетический. Теоретические знания выстраиваются в стройную конструкцию и объединяются с опытом, полученным на практике. На этом этапе человек уже хорошо понимает, что делает и как сделать лучше.
  • Автоматический. Навык оттачивается и доводится до совершенства. Для его применения больше не требуется думать – всё происходит автоматически, а результат практически идеален.

Эти четыре этапа присутствуют всегда, независимо от того, о каком навыке идёт речь. Зная о них и учитывая эту закономерность, можно развивать навыки эффективнее.

Отличие навыка от умения

И умение, и навык – это способности корректно совершать определённое действие, с большой вероятностью добиваясь ожидаемого результата. Чтобы понять, чем они отличаются, рассмотрим их определения:

  • умение – это способность сознательно совершать действие, контролируя каждый шаг и вдумчиво применяя имеющиеся знания.
  • навык – это способность совершать действие автоматически, не задумываясь над промежуточными шагами.

Таким образом, разница между умением и навыком заключается в уровне автоматизации и способности действовать неосознанно, не задумываясь над каждым шагом. К примеру, если человек читает книгу на родном языке, ему не приходится задумываться над смыслом отдельных фраз – он всё понимает автоматически. Если же он читает книгу на иностранном языке, то даже при хорошем уровне понимания ему всё же иногда приходится остановиться и задуматься, чтобы понять значение определённой грамматической конструкции.

По сути, умение – это промежуточный этап в постижении навыка. В советской педагогике была популярна концепция «знание – умение – навык» (ЗУН). К примеру, если говорить о приготовлении определённого блюда, то согласно данной концепции, можно выделить такие этапы:

  • прочитав рецепт, человек получает знание о том, как готовить блюдо;
  • когда у него впервые получилось успешно приготовить это блюдо, можно говорить о том, что теперь у него есть умение;
  • когда он начинает готовить его не задумываясь, и у него всегда получается хорошо, можно заключить, что у него сформировался навык.

Как правильно развивать навыки?

Развитие умений и навыков – важная задача в педагогике. За многие годы исследователи предложили большое количество рекомендаций, позволяющих повысить эффективность этого процесса. Рассмотрим 10 самых важных:

  • Развивать навык нужно непрерывно. Наша когнитивная система устроена так, что для закрепления навыка важно уделять ему время постоянно. Если даже ненадолго забросить занятия, то знания и умения выветрятся, и придётся начинать заново. Поэтому нужно постоянно интересоваться теорией и уделять время практике, проверять новые знания, экспериментировать и закреплять навыки.
  • Важно систематизировать занятия. Саморазвитие и самоактуализация требуют системного подхода. Нельзя рассчитывать, что нужный навык разовьётся сам по себе, если периодически задействовать его случайным образом. Усилия необходимо прикладывать ежедневно – только так можно добиться результата. Разработайте собственную программу развития и придерживайтесь её, целенаправленно практикуясь каждый день.
  • Необходим комплексный подход. Этот совет дополняет предыдущий. Любой навык требует всестороннего развития, а значит, необходима постоянная работа в разных направлениях. Нужно уделять внимание теоретическим знаниям и проверке их на практике, также важно пытаться всё время получать какие-то новые умения и развивать их. Подумайте, возможно, вы упускаете какие-то ценные источники знаний, которые могут существенно расширить ваши возможности роста и развития.
  • Важно сохранять любопытство. Лучше всего усваиваются те знания и умения, которые вызывают наибольший интерес. И эту возможность можно использовать целенаправленно, стараясь сохранять любопытство и находить новые детали, подогревающие интерес к сфере деятельности.
  • Обязательно нужно применять планирование.Все успешные люди так или иначе применяют планирование. Важно уметь не только планировать свой день, но и составлять планы для решения более сложных и масштабных задач. Развитие навыка тоже можно распланировать, ставя перед собой конкретные цели и устанавливая дедлайн для каждой из них.
  • Необходимо прививать себе новые привычки. Полезные привычки могут приносить огромную пользу, особенно если они связаны с саморазвитием и самоактуализацией. При этом любой человек способен самостоятельно формировать и закреплять их. Сначала придётся прикладывать усилия. Но когда привычка разовьётся, всё будет получаться само собой и без особых усилий.
  • Работать над навыками нужно и в рабочее время. Многие люди занимаются развитием навыков в свободное время, предпочитая использовать в работе исключительно проверенные подходы. Но гораздо большей эффективности можно добиться, если непосредственно в работе постоянно экспериментировать, использовать креативность и внедрять новые подходы.
  • Стоит чаще общаться с коллегами. Большинство людей предпочитает не думать о работе в свободное время. И всё же поговорить с приятелями о необычных профессиональных казусах и проблемах бывает весьма интересно, а кроме того, очень полезно.
  • Нельзя забывать об обратной связи. Одна из главных ошибок в любом развитии – игнорирование обратной связи. Проще говоря, всегда нужно оценивать успешность действий и анализировать факторы, которые на неё влияют. Также бывает полезно интересоваться, как другие люди оценивают вашу деятельность, уделяя при этом особое внимание конструктивной критике.
  • Нужно использовать любую возможность для развития. У каждого из нас регулярно возникают дополнительные возможности для самоактуализации и развития. Но мы часто игнорируем их, полагая, что и так достаточно хорошо продвинулись в профессиональном плане. Это неправильный подход. Человек, заинтересованный в развитии своих навыков, должен хвататься за любую возможность стать немного лучше, сильнее и успешнее.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: