Я-концепция — что это простыми словами, из чего состоит?

Стильный образ

То, как человек воспринимает окружающий мир, как видит своё место в нём и какие планы строит на жизнь, напрямую зависит от его представлений о себе. Психологи для обобщения таких представлений используют понятие «Я-концепция». Это одна из ключевых составляющих личности, оказывающая существенное влияние на всю жизнь человека. Сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, как устроена, как формируется и как влияет на нашу жизнь.

Что такое «Я-концепция»?

«Я-концепция» – это устойчивая система представлений индивида о себе, своих интеллектуальных способностях, физических возможностях, внешности и прочих качествах. Подразумевается, что это не просто смутные представления, а вполне осознанные мысли, которые человек может выразить конкретными словами, если у него спросить, что он думает о себе.

Система представлений о себе формируется в процессе познания и оценки себя через анализ реальных и воображаемых ситуаций. Решающее влияние на неё оказывают мнения окружающих. Кроме того, анализируя собственное и чужое поведение, индивид соотносит себя с другими людьми, корректируя при этом представления о своих качествах и о том, какими они должны быть.

Для обозначения данного понятия есть и другие устоявшиеся термины, такие как «образ Я» или «Я-образ», но именно термин «Я-концепция» используется в литературе как основной. К слову, в англоязычной литературе разнообразие терминов ещё больше: one’s self-concept, self-identity, self-perspective, self-construction.

Важной характеристикой «Я-концепции»является степень её адекватности. Это то, насколько представления человека о себе соответствуют действительности, насколько правильно он оценивает свою физическую форму, интеллектуальные способности, внешность и прочие характеристики. Индивид с адекватной «Я-концепцией» легче адаптируется к окружающему миру. Тот же, чьи представления о себе не соответствуют действительности, находится в состоянии постоянного внутреннего конфликта.

Вопросы, раскрывающие Я-концепцию

«Я-концепция» подразумевает наличие ряда вопросов, отвечая на которые человек идентифицирует и описывает себя:

  • «Кто я?» (социальный статус, роль в обществе и коллективе);
  • «Какой я?» (внешность, физическая форма, интеллектуальные способности, особенности характера);
  • «Чего я хочу?» (интересы, желания, стремления, планы и прочее);
  • «Что я могу?» (то, как индивид оценивает свои возможности);
  • «Чем я владею?» (материальные и нематериальные ценности, которые индивид считает значимыми).

Отвечая на эти вопросы, человек перечисляет свои характеристики, которые считает наиболее значимыми. При этом значимость разных характеристик он оценивает по-разному, присваивая каждой из них определённый удельный вес. И удельный вес отдельных пунктов может весьма существенно меняться в зависимости от жизненных обстоятельств.

Структура «Я-концепции»

Существует несколько подходов к определению структуры «Я-концепции». Основным в современной психологии является подход, выделяющий три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Когнитивная

Словом «когнитивный» обычно обозначают всё, что связано с познанием. Соответственно, когнитивная составляющая «Я-концепции» – это знания человека о себе, представления о своих качествах (правильные и ошибочные). При этом он может считать одни качества более значимыми, другим же придавать гораздо меньше значения, считая их несущественными или бесполезными.

2. Оценочная

Имея представления о своих характеристиках, каждую из них индивид как-то оценивает. При этом он обращает внимание на следующие моменты:

  • насколько эффективно и качественно он выполняет определённую работу;
  • насколько его представления о себе совпадают с ожиданиями общества;
  • насколько его представления о себе совпадают с его же представлениями о себе идеальном (соотнесение «Я-реального» и «Я-идеального»).

Оценочная составляющая подразумевает эмоциональный отклик, определённые переживания, вызываемые у индивида его представлениями о себе. В частности, эти представления влияют на его самооценку, самоуважение, любовь к себе и ожидание того, что его будут любить окружающие.

3. Поведенческая

Если две предыдущие составляющие характеризуют то, как человек воспринимает и оценивает себя, то поведенческая составляющая – это внешние проявления «Я-концепции». Это действия, которые он предпринимает, чтобы проявить свои сильные стороны и подавить слабости, продемонстрировать окружающим свои преимущества и скрыть недостатки, быть правильно понятым и получить определённый статус в обществе или коллективе.

Несмотря на то, что каждую из перечисленных составляющих можно выделить и рассматривать отдельно, все они тесно взаимосвязаны между собой. При этом оценочная составляющая подстраивается под когнитивную, а вместе они определяют поведенческую составляющую.

Как формируется «Я-концепция»?

«Я-концепция» – это устойчивая система, особенно на небольших временных промежутках. Но в долгосрочной перспективе она проявляет пластичность, формируясь и меняясь на протяжении всей жизни человека под влиянием большого количества внутренних и внешних факторов.

Наибольшее воздействие на формирования «Я-концепции» оказывают такие факторы как:

  1. Влияние «значимых других». Для ребёнка это в первую очередь родители. Позже к ним добавляются воспитатели, а также сверстники, прислушиваясь к мнению которых, школьники порой демонстрируют сильный конформизм. Взрослые люди тоже придают большое значение мнению «значимых других», поэтому у каждого из нас «Я-концепция» постепенно меняется на протяжении жизни при общении с друзьями и близкими.
  2. Эмоции и потрясения. Все эмоции, которые мы испытываем из-за различных событий, перемен в своей жизни, состояния своего здоровья, психосоматических и физиологических факторов, оказывают влияние на наше представление о самих себе. Некоторые события могут оказывать достаточно радикальное влияние, если мы при этом чувствуем сильное разочарование или восторг от своих способностей.
  3. Сопоставление имеющегося и желаемого. В юности подростку кажется, что он ещё развивается и его перспективы практически безграничны. Но по мере взросления он находит всё больше несоответствий, сравнивая «Я-реальное» и «Я-идеальное». Кроме того, он всё чаще замечает расхождения в других аспектах своей жизни, например, между желаемыми и предпринимаемыми действиями.
  4. Мотивация и внутренние выгоды. Наши представления о себе часто меняются не из-за определённых событий в прошлом, а для достижения определённой цели в будущем. Поэтому, мощный мотивирующий фактор может резко улучшить наши представления о собственных способностях и повысить самооценку, поскольку это необходимо для достижения желанной цели.

Для чего нужна «Я-концепция»?

Британский психолог Роберт Бёрнс в качестве основных выделял следующие функции «Я-концепции»:

  1. Достижение внутренней согласованности личности. По мнению Бёрнса, у человека присутствует стремление соответствовать собственному представлению о себе. Оно проявляется и в действиях, и даже в некоторых характеристиках, которые индивид «подгоняет» под собственные ожидания.
  2. Интерпретация жизненного опыта. Каждый человек интерпретирует события, происходящие в окружающей действительности, основываясь на своих представлениях о себе. Например, если у индивида нет склонности ко лжи и лицемерию, то сталкиваясь с этими явлениями, он не может корректно их идентифицировать, понять и объяснить. И наоборот, человек, склонный к лицемерию, в любом хорошем поступке видит подвох.
  3. Формирование ожиданий и притязаний. Каждый из нас чего-то ждёт от себя в будущем, рассчитывает на определённые успехи, готовится к определённым событиям. Человек с высокой самооценкой, естественно, вкладывает гораздо больше оптимизма в свои прогнозы. При этом ожидания оказывают существенное влияние на его поведение.

Согласованная «Я-концепция» служит защитой от когнитивного диссонанса, который может возникать у человека, если его поведение противоречит его собственным ожиданиям. Она помогает человеку подстраивать своё поведение таким образом, чтобы оно максимально соответствовало его представлениям о себе и выглядело для него логичным и естественным.

История «Я-концепции» в науке

Ещё античные мыслители пытались понять, как у человека формируется представление о себе, но у философии того времени просто не было инструментов, которые позволили бы найти ответ на данный вопрос. Первые представления о «Я-концепции» начали формироваться только в 19 веке. А по мере становления такой науки как психология становилось понятно, что данным понятием должны заниматься психологи, а не философы.

Автором идеи «Я-концепции» считается американский психолог Уильям Джеймс, предложивший её в конце 19 века. Он ежедневно записывал собственные переживания, создав тем самым научный фундамент для данной теории. Позже её значительно развили его соотечественники Карл Роджерс (один из создателей гуманистической психологии) и Абрахам Маслоу (автор так называемой «Пирамиды Маслоу» – самой известной модели человеческих потребностей).

Заключение

«Я-концепция» – это одна из важнейших составляющих личности. Именно от неё зависит, как человек позиционирует себя, чего ждёт от жизни и как видит своё место в ней. Она настолько сильно влияет на его поведение, что провоцирует так называемый эффект Пигмалиона. Например, если человек считает себя умным, он ведёт себя соответствующим образом и добивается успеха в карьере и других делах именно благодаря уму.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: