Мозговой штурм: что это такое, примеры, топ-5 техник, этапы

Планерка

Некоторые задачи требуют неординарных решений. И одним из лучших способов нахождения таких решений является мозговой штурм – особый подход, позволяющий использовать креативность сразу нескольких человек. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет и как работает, рассмотрим несколько примеров и подробно разберём правила, которые необходимо соблюдать, чтобы эффективно применять данный метод в решении задач из разных сфер жизни.

Что такое мозговой штурм?

Мозговой штурм – это метод решения задач, заключающийся в генерации большого количества идей, из которых впоследствии выбирается одна или несколько наиболее удачных. Он состоит из трёх этапов: постановки задачи, генерации идей и анализа. Важная особенность метода заключается в том, что на этапе генерации принимаются вообще любые идеи, даже если они выглядят глупыми и бессмысленными (главное – разнообразие, а не качество). И только на этапе анализа происходит их критическое осмысление и отбор.

Словосочетание «мозговой штурм» является буквальным переводом английского слова brainstorming. Интересно, что раньше похожим словом brainstorm (мозговой шторм) называли припадок безумия, но сейчас это значение считается устаревшим.

Данная техника ориентирована преимущественно на командную работу, поскольку её изначальная задумка заключается в том, что группа людей может сгенерировать большое количество уникальных идей, которые никогда не пришли бы в голову одному человеку. Мысль одного участника команды может подтолкнуть другого на озвучивание интересной идеи, которая при дальнейшем коллективном осмыслении приведёт к нахождению неординарного решения. И чем разнообразнее мыслят участники команды, тем эффективнее они могут применять метод мозгового штурма.

Автором данной техники считается американский маркетолог Алекс Осборн (1888-1966). Впервые он описал её в конце 1930-х, но мировую популярность она приобрела после публикации книги «Прикладное воображение» в 1953 году.

Как работает мозговой штурм?

Суть данного метода заключается в том, чтобы сгенерировать как можно больше разнообразных идей, используя творческие способности сразу нескольких человек. При этом каждый участник должен озвучить все идеи, пришедшие в его голову, независимо от того, насколько они разумны, логичны и рациональны. Очень важно, чтобы никто из членов команды не стеснялся высказывать мысли, которые ему самому кажутся глупыми или наивными. Поэтому любая критика в процессе поиска идей запрещена – произносить можно и нужно всё, что приходит на ум. Чем сильнее раскрепостятся участники, тем больше шансов найти гениальное решение.

Чтобы мозговой штурм прошёл успешно, необходимо модерировать этот процесс. Для этого один из участников назначается модератором, который должен будет фиксировать идеи, контролировать обстановку, следить за соблюдением правил и помогать другим участникам раскрепоститься. Также важно, чтобы все хорошо понимали, в чём заключается суть мозгового штурма, что можно делать и чего нельзя. К примеру, практика показывает, что очень часто нарушается запрет на критику идей, из-за чего эффективность метода может сильно снизиться.

Этапы классического мозгового штурма:

  • Предварительный (постановка задачи). На этом этапе формулируется проблема, согласовываются правила проведения штурма и распределяются роли участников. Важно, чтобы все участники понимали, как необходимо себя вести, в частности, чтобы не позволяли себе критиковать или высмеивать чужие идеи.
  • Основной (генерация идей). По сути, именно этот этап и называется мозговым штурмом. Каждый участник старается придумать как можно больше оригинальных и необычных идей, не задумываясь о том, насколько бессмысленными, глупыми, наивными или иррациональными они выглядят. Также можно дополнять, совмещать и развивать чужие идеи. А вот критиковать категорически запрещено.
  • Экспертный (анализ и отбор лучших идей). На последнем этапе все озвученные идеи группируются, анализируются, оцениваются и проходят отбор, в результате которого выбираются лучшие варианты, позволяющие решить задачу.

Критика на втором этапе запрещена не только потому, что это давит на участников и мешает им смело высказывать идеи. Дело в том, что наш мозг не может одновременно генерировать идеи и оценивать их, поскольку для этого ему нужно переключаться между разными режимами. Поэтому, заведомо настроившись на генерацию идей без критики, мы повышаем эффективность своего мышления, позволяя мозгу всё время работать в одном режиме.

Примеры мозгового штурма

Самый известный пример применения мозгового штурма описывает автор метода Алекс Осборн. Представьте ситуацию: во время Второй мировой войны капитан грузового корабля получает предупреждение, что поблизости находится немецкая подлодка, которая в любой момент может торпедировать их судно. Тогда капитан собирает всех членов команды на палубе и предлагает вместе придумать, как повысить шансы на выживание. Все начинают выдвигать идеи, и среди прочих вариантов звучит предложение подуть на торпеду, чтобы сбить её с курса.

Несмотря на кажущуюся глупость и наивность этой идеи, именно из неё возникает готовое решение – сбить торпеду с курса мощной струёй из пожарного шланга. Таким образом, команда спасает корабль и благополучно довозит важный груз союзникам. Судя по всему, эта история является полностью вымышленной, но её часто выдают за реальную. Более того, самого Осборна нередко делают её главным героем – тем самым капитаном. Однако в те годы он работал менеджером по рекламе и писал книги, так что вряд ли мог параллельно ещё и командовать кораблём.

К слову, этот пример часто приукрашивают, рассказывая, будто бы команда проводила мозговой штурм, когда торпеда уже приближалась к кораблю, и гениальное решение было найдено в последний момент. Но это точно перебор.

В той или иной форме метод мозгового штурма применяют даже люди, не знающие о его существовании. Рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни:

  • На уроке литературы учитель анализирует произведение вместе с классом, предлагая каждому ученику поучаствовать и высказать своё мнение. Аналогично учитель истории может предложить вместе понять причины какого-то события, а учитель права – выяснить практический смысл определённого закона.
  • Компания приятелей собирается отдохнуть на выходных и решает, где и как провести отдых. Сначала все озвучивают свои идеи, а затем совместно решают, какое предложение самое интересное, и продумывают детали мероприятия.
  • Человек хочет выбрать для кого-то близкого оригинальный и уместный подарок, поэтому просит друзей дать ему несколько подсказок. Друзья озвучивают разные варианты: серьёзные, шутливые, смелые, наивные – всё, что приходит в голову. А этот человек в дальнейшем на основе их предложений выбирает то, что кажется ему наиболее разумным.

Популярные техники мозгового штурма: топ-5

Сам по себе данный метод прост и понятен. Все его основные идеи и принципы можно сформулировать буквально в нескольких предложениях, и это мы уже сделали выше. Но в наше время у него появилось несколько вариаций, которые тоже заслуживают внимания:

  • Обратный мозговой штурм. Суть метода заключается в том, что изначально ставится противоположная задача. К примеру, вместо формулировки «Создать лучший продукт на рынке» используется формулировка «Создать худший продукт». Эта техника может показаться шуточной, но она очень эффективна в плане выявления потенциальных недостатков.
  • Быстрое генерирование идей. Этот подход подразумевает, что каждый участник самостоятельно записывает как можно больше идей, не отвлекаясь на обсуждение. Важный элемент данной техники – строго установленный дедлайн, который создаёт ощущение срочности и заставляет каждого участника мыслить более активно.
  • Визуальный подход. Все озвученные идеи не просто фиксируются, как в классическом подходе, а записываются на специальной доске или на стикерах, которые размещаются у всех на виду. В принципе, использовать визуализацию желательно в любом мозговом штурме.
  • Мозговая осада. В классическом методе на этапе анализа бессмысленные идеи обычно отбрасываются сразу. В методе мозговой осады каждая озвученная идея детально обсуждается и подвергается тщательному анализу. Такой подход чреват значительной потерей времени, но позволяет не упустить гениальную идею, которая могла быть отброшена при классическом подходе.
  • Метод 6-3-5 (или 635). Данный метод подразумевает, что в процессе генерации идей задействовано 6 человек. Для каждого из них подготавливается большой лист, на котором начерчена таблица с 3 столбцами и 6 строками. В первой ячейке каждого столбца участник пишет по одной идее, после чего передаёт лист по кругу. Следующий участник должен дополнить все три идеи и передать лист дальше. Таким образом, суть метода отражена в названии: 6 участников придумывают по 3 идеи (всего 18), каждая из которых в дальнейшем дополняется 5 раз другими участниками.

Правила эффективного мозгового штурма

Чтобы эффективно применять данный метод, необходимо соблюдать ряд правил:

  • Задача должна быть чётко сформулирована. Нельзя найти решение, не понимая задачу до конца. Поэтому необходимо досконально изучить проблему и сформулировать задачу так, чтобы все участники мероприятия понимали её суть.
  • Необходима подготовка. Нельзя просто взять и приступить к мозговому штурму, не подготовившись. Список участников должен быть составлен заранее, и каждый из них должен хорошо изучить проблему, понять её и обдумать нюансы.
  • Чем больше участников, тем лучше. Согласно одному из принципов, сформулированных Алексом Осборном, качество итогового решения зависит от количества и разнообразия идей, а значит, и от количества участников.
  • Желательно привлекать людей со стороны. Всегда полезно иметь в команде кого-то со свежим взглядом. Это может быть сотрудник другого отдела или вообще посторонний человек, который не знает, как вы решаете похожие проблемы, а значит, сможет предложить действительно неординарное решение.
  • Все мысли должны быть записаны. Нельзя пропускать идеи, которые показались несерьёзными или прозвучали как шутки. Желательно, чтобы записи вёл не только модератор, а лучше, если пометки будет делать каждый участник.
  • Запрещена любая критика. Это правило уже упоминалось, но оно слишком важное, чтобы забывать о нём (а забывают часто). На этапе генерации все идеи одинаково ценны – нельзя их оценивать и критиковать. Не должно быть никаких смешков, шуток и передразнивания.
  • Каждая идея должна быть озвучена. Любая мысль, которая приходит в голову, может стать основой для правильного решения. Поэтому все возникшие идеи необходимо озвучивать, даже если они кажутся вообще бессмысленными.
  • Идеи можно и нужно объединять. Очень часто удачные решения появляются при объединении идей, высказанных разными людьми, у которых сильно отличаются типы мышления.
  • Важная информация должна быть представлена визуально. Инфографика считается лучшим способом представления информации. Поэтому эффективность мозгового штурма можно повысить с помощью доски, на которой размещены какие-то важные изображения, схемы и прочее. Там же можно приклеивать стикеры с уже озвученными идеями.

Эти правила достаточно универсальны и помогут эффективно провести мозговой штурм в любой сфере. Можно рассматривать этот список как своеобразный чек-лист, все пункты которого необходимо соблюсти.

Плюсы и минусы мозгового штурма

Свою популярность данный метод получил не просто так. Он действительно эффективен в решении сложных задач и благотворно влияет на атмосферу в коллективе. При этом он прост в применении и не требует специального оборудования или знаний, поэтому применять его может кто угодно. И всё же у него имеются недостатки, за которые его часто критикуют. Но давайте обо всём по порядку.

Плюсы метода мозгового штурма:

  • развивает творческое мышление;
  • позволяет находить неординарные решения;
  • повышает слаженность команды;
  • помогает выходить за рамки традиционного мышления;
  • позволяет каждому участнику почувствовать свою причастность.

Благодаря этим преимуществам метод приобрёл большую популярность во всём мире. Сегодня его применяют как небольшие команды, так и крупные корпорации мирового уровня. А простота, доступность и отсутствие особых требований позволяют использовать его даже в школах и детских садах.

Минусы метода мозгового штурма:

  • сложно обеспечить соблюдение всех принципов и правил (в частности, на практике часто получается так, что только 2-3 человека проявляют активность, а остальные сидят молча);
  • если идей много, на их обработку может уйти несколько часов;
  • если команда ещё не сработалась, эффективность обычно не очень высока;
  • опытные сотрудники часто пытаются доминировать над новичками;
  • как показывает практика, правило о том, что нельзя критиковать идеи в процессе их генерации, нарушается практически всегда.

Интересно, что одним из критиков метода был советский изобретатель Генрих Альтшуллер, который известен как создатель методологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Он считал, что сама идея хороша, но реализовать её полноценно в реальных условиях очень сложно. В частности, он отмечал, что интересные и перспективные цепочки идей часто обрываются, когда какая-то другая идея привлекает всеобщее внимание.

Заключение

Метод мозгового штурма был создан более 80 лет назад, но всё ещё остаётся одним из лучших способов поиска неординарных, а порой и гениальных решений. Его главная идея заключается в том, что несколько участников за небольшое время могут совместно сгенерировать столько разнообразных идей, сколько одному человеку не удастся придумать никогда. Несмотря на наличие некоторых недостатков, метод настолько хорош и эффективен, что его повсеместно используют как небольшие компании, так и крупные международные корпорации.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: