Имидж: что это такое, примеры, виды, отличия от «образа»

Фото в соцсети

Имидж – это то, что так или иначе есть у каждого из нас. Кто-то об этом даже не задумывается, а кто-то уделяет немало внимания тому, чтобы сформировать правильное представление о себе в глазах окружающих. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляет собой имидж, из чего он складывается и почему ему придаётся такое большое значение.

Что такое имидж?

Имидж – это цельный образ индивида или иного объекта, искусственно созданный в общественном сознании и сочетающий в себе как реальные черты, так и вымышленные. Для создания имиджа могут использоваться средства массовой коммуникации, реклама, пиар, пропаганда и прочие инструменты. Можно говорить об имидже конкретной личности, политического деятеля, коммерческой или некоммерческой организации, торговой марки, государства, нации, страны, мероприятия или любого другого объекта.

Слово «имидж» образовано от английского слова image, которое переводится как «изображение» или «образ». То есть, это некая «картинка», сформированная в общественном сознании.

Имидж имеет огромное значение для любой профессиональной и деловой деятельности, поскольку влияет на то, как индивида или организацию воспринимают потенциальные партнёры и клиенты. Он зависит от множества внешних и внутренних факторов, которые в большинстве своём не являются статичными, а непрерывно меняются. Процесс целенаправленного влияния на эти факторы с целью улучшения имиджа называется имиджированием.

Авторами термина «имидж» считаются австрийский психолог Зигмунд Фрейд и американский социолог Кеннет Боулдинг (Болдинг). Сначала Фрейд использовал это слово для названия журнала, который он издавал, но тот не пользовался популярностью. В 1960-х годах Боулдинг начал использовать данный термин в своих работах по социологии и экономике, вследствие чего он приобрёл популярность. В русский язык слово «имидж» пришло в начале 1990-х, когда в стране осуществлялись масштабные постсоветские преобразования, и возник спрос на формирование профессиональной и деловой репутации.

Характеристики имиджа

Имидж индивида, организации или иного объекта обладает рядом особенностей и характеристик:

  • он не может существовать изолированно и всегда является частью определённого набора, в который входит несколько разных имиджей. Их количество может варьироваться. К примеру, у женщин их всегда больше, чем у мужчин. Также их количество зависит от возраста, образования и степени развитости личности, её стремления к самореализации;
  • имидж подвержен «износу». Положительный образ необходимо постоянно поддерживать и корректировать, иначе он постепенно «изнашивается», утрачивает свою адаптивность;
  • формирование имиджа требует психологических навыков и способностей. Индивиду для того, чтобы создавать себе положительный имидж, необходим социальный опыт, а также наличие базовых психологических способностей и умения выбирать удачные модели поведения, которые будут производить положительное впечатление на окружающих;
  • имидж отражает различные аспекты межличностных отношений, группового и межгруппового взаимодействия. Главным критерием является самоощущение. Если определённые особенности поведения в данной группе считаются предпочтительными, то это влияет на имидж положительно. При этом представления о положительных и отрицательных особенностях поведения являются относительно автономными в пределах группы.

Имидж представляет собой достаточно устойчивую стереотипную социальную установку, но в то же время со временем он меняется. В случаях, когда имидж формируется и корректируется целенаправленно, он обычно отражает интересы не только самого объекта, но и его окружения.

Отличие имиджа от образа

Несмотря на связь и определённую схожесть, это два разных понятия, поэтому путать или отождествлять их не следует. Чтобы лучше понять разницу между имиджем и образом, сравним их определения:

  • образ – это представление об объекте, которое складывается у окружающих на основании наблюдений и может быть как позитивным, так и негативным;
  • имидж – это искусственный образ объекта, создаваемый и поддерживаемый для обеспечения положительного отношения к нему.

Таким образом, разница заключается в том, что имидж создаётся искусственно и целенаправленно, при этом прикладываются усилия к тому, чтобы сделать его позитивным.

Из чего складывается имидж?

Изучением имиджа, его составляющих и механизмов его формирования занимается специальная наука – имиджелогия. В ней выделяют такие составляющие имиджа как:

  • Производимое впечатление. Конечно же, впечатление, производимое индивидом, является основным фактором, формирующим его имидж. Оно зависит от внешности, стиля одежды и наличия чувства вкуса, опрятности и чистоплотности, манеры поведения и движений, особенностей речи и голоса, энергичности, приветливости, улыбчивости и массы других деталей.
  • Эрудиция, широта и глубина познаний. Образованный человек с широким кругозором всегда производит положительное впечатление и вызывает уважение. По мере взаимодействия с окружающими у него формируется и постепенно укрепляется положительный имидж.
  • Способность к адаптации. Люди, которые быстро адаптируются к новым обстоятельствам и в любой ситуации знают, что нужно делать дальше, всегда нравятся окружающим. Поэтому умение быстро адаптироваться является важной составляющей положительного имиджа.
  • Энтузиазм. Все люди разные, у каждого свой характер и темперамент, вследствие чего одни ведут себя активно, другие демонстрируют пассивность и спокойствие. В этом нет ничего плохого, и всё же большинству из нас нравятся энергичные люди, которые всегда с энтузиазмом принимаются за любое дело.
  • Честность и открытость. Честные люди нравятся всем. Конечно, правда может оказаться неприятной. И всё же прямолинейность, честность и открытость – это важные составляющие положительного имиджа.

Также в имиджелогии выделяют два основных направления имиджа:

  • Визуальный имидж. Эта часть формируется на основе визуального восприятия внешних элементов, таких как мимика, жесты, особенности движений, дистанция общения и множество других факторов, заметных со стороны.
  • Вербальный имидж. Данная часть формируется на основе впечатлений от устной и письменной речи. Чтобы производить хорошее впечатление, человек должен уметь внятно и красиво излагать мысли.

Виды и примеры имиджа

Рассмотрим несколько простых примеров имиджа в рамках классификации имиджа по видам:

1. Имидж личности. Каждый индивид формирует себе определённый имидж в глазах своего окружения и всех остальных людей, которые его знают. В своей повседневной жизни он проявляет различные качества, которые производят то или иное впечатление на свидетелей. Разумеется, сам он старается производить положительное впечатление. Однако многие аспекты своего поведения он контролировать не может, поэтому процесс формирования имиджа происходит как осознанно, так и неосознанно.

Например, Джеки Чан известен своим имиджем бесстрашного человека, который сам выполняет все трюки в кино, не прибегая к услугам каскадеров. Даже несмотря на то, количество травм Джеки Чана, полученных им в ходе съёмок, уже исчислялось сотнями, он продолжает выполнять все трюки самостоятельно.

2. Имидж организации. Любая коммерческая или некоммерческая организация стремится к тому, чтобы сформировать себе положительный имидж. Доброжелательное отношение со стороны общества способствует развитию компании, благоприятно сказывается на её доходах, повышает её политическое влияние, даёт массу других выгод. Поэтому любая организация вкладывает ресурсы в продвижение и формирование благоприятного имиджа, используя для этого СМИ, рекламу, благотворительность и прочие инструменты.

Например, Google обрёл имидж организации с одной из самых развитых и передовых корпоративных культур. У многих работников «Гугла» свободный рабочий график (нет привязанности к рабочему месту) а в самих офисах царит атмосфера креатива, свободного общения и отсутствия жесткой субординации.

3. Территориальный имидж. Каждое государство, страна или другое административно-территориальное образование также стремится сформировать себе положительный имидж. Имидж территории формируется на основе местной культуры, исторического наследия, традиций и обычаев, этнической самоидентификации и прочих факторов. Его основная цель заключается в том, чтобы создавать благоприятное впечатление о территории и её населении.

К примеру, город Дубай (Объединенные Арабские Эмираты) обладает имиджем одного из самых дорогих и престижных городов мира, где высоко развит туризм и многие известные личности приобретают себе там недвижимость. Другой пример — город-государство Сингапур завоевал имидж одного из самых быстроразвивающихся городов мира, который выбрался из бедности и достиг благополучия за невероятно короткий срок.

4. Имидж предмета. Речь идёт о восприятии торговой марки, бренда или конкретного товара. Фирмы вкладывают значительные ресурсы в то, чтобы сформировать позитивное впечатление и привлечь внимание к своей продукции, сделать её более привлекательной на фоне аналогов, завоевать покупательскую лояльность и получить преимущество перед конкурентами.

Например, наручные часы «Rolex» завоевали себе имидж одного из самых узнаваемых и известных предметов роскоши. И хотя есть и более дорогие марки часов, Rolex всё равно остается номером один, если речь идёт дорогих и престижных аксессуарах.

Функции имиджа

Стремление сформировать себе положительный имидж присутствует у каждого из нас от природы. При этом фактические цели у каждого могут быть своими. Кому-то просто хочется быть популярным, кто-то хочет иметь хорошую деловую репутацию, чтобы успешно вести бизнес, а кто-то мечтает стать знаменитостью. Независимо от целей, каждый старается показать свою индивидуальность и продемонстрировать всем свои положительные качества.

С точки зрения имиджелогии, функция имиджа заключается в том, чтобы обеспечивать объекту или субъекту достижение таких целей как:

  • Узнаваемость. Это одна из важнейших целей любого бренда или компании. Если говорить о людях, то для индивида также важно, чтобы его узнавали те, кто для него значим. Обеспечение узнаваемости – первая из функций имиджа, поскольку для субъекта или объекта, который никто не знает, остальные аспекты не имеют значения.
  • Идеализация. При формировании своего имиджа любой индивид или организация стремится придавать ему только положительные черты, избегая отрицательных. Поэтому одна из основных задач – создать идеализированный позитивный образ, который понравится всем.
  • Индивидуальность. Для каждой личности важно быть уникальной, чтобы как-то выделяться на фоне остальных людей. То же можно сказать про компании, бренды, торговые марки, товары и прочие объекты.

Крупные компании, политики и политические организации, знаменитости и другие известные люди знают о важности этих функций. Поэтому они тратят немало ресурсов на формирование и улучшение своей деловой репутации, занимаясь этим самостоятельно или обращаясь за услугами к имиджмейкерам – специалистам по формированию положительного имиджа.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: