Таксономия Блума: что это простыми словами, примеры, значение

Пирамида Блума

В школе каждому из нас объясняли, что хорошее понимание материала – путь к успешному запоминанию, а применение полученных знаний на практике делает процесс обучения в разы эффективнее. Эти несложные принципы являются частью таксономии Блума – модели, применяемой в современной педагогике для оптимизации процессов обучения. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляет собой данная таксономия, из чего состоит, как и для чего применяется.

Что такое таксономия Блума?

Таксономия Блума – это иерархическая модель, определяющая соотношение между различными педагогическими целями в сферах воспитания и образования. Её предложил в 1956 году американский педагог-психолог Бенджамин Блум. Данную модель можно рассматривать как основу для методики эффективного обучения, поскольку тщательная проработка новых знаний на всех шести её уровнях обеспечивает максимально эффективное запоминание учебного материала.

Пирамида Блума

Ключевая идея Блума заключается в том, что полноценное обучение включает в себя шесть обязательных последовательных уровней:

  • запоминание;
  • понимание сути;
  • применение на практике;
  • анализ;
  • синтез;
  • оценку.

Для того чтобы действительно хорошо выучить материал, необходимо пройти через все шесть уровней. Невозможно перейти к следующему уровню, пропустив предыдущий, поскольку все они опираются друг на друга. По утверждению Блума, контроль усвоения материала также должен охватывать все шесть уровней. Если при проверке базовых знаний или понимания сути учащийся уже путается, нет смысла переходить к проверке практических навыков.

Иерархия учебных целей по Блуму обычно изображается в виде пирамиды, в основании которой находится запоминание, а на вершине – оценка. Каждая следующая ступень этой пирамиды основывается на предыдущей и является её продолжением. Таким образом, чтобы дойти до цели высшего порядка, необходимо сначала достичь всех целей более низких порядков.

Структура таксономии Блума с примерами

Данная модель представляет собой пирамиду, каждый уровень которой отражает одну из педагогических целей. Чем выше уровень, тем сложнее цель. На нижних уровнях находятся знание и понимание, далее идёт применение и анализ, а на самом верху – синтез и оценка. Задача педагога заключается в том, чтобы провести ученика до вершины этой пирамиды, уделив достаточное внимание каждому из её уровней.

На каждом уровне таксономии Блума предусмотрен набор глаголов, характеризующих текущие знания. Рассмотрим подробно каждый уровень, связанный с ним перечень глаголов и примеры использования этих глаголов для контроля знаний.

1. Знание (запоминание)

На базовом уровне ученик должен запомнить и воспроизвести материал (глубокое понимание смысла пока не требуется). Он запоминает термины, определения, факты и правила, формирует общее представление о предмете. При необходимости он может воспроизвести знания, полученные на данном этапе, но не может объяснить их или применить на практике.

Глаголы уровня: назвать, перечислить, указать, рассказать, записать, расположить.

Примеры: расскажите стихотворение Пушкина «Зимнее утро»; перечислите планеты Солнечной системы.

2. Понимание

Данный уровень подразумевает осознание и понимание сути. В итоге ученик может пересказать материал своими словами, даже если не помнит его дословно. Этот уровень подразумевает понимание правил и принципов, умение объяснять различные факты и события, интерпретировать диаграммы и графики, делать выводы, изучая таблицы.

Глаголы уровня: понять, объяснить, пересказать, перефразировать, определить, интерпретировать, придумать пример, обобщить, соотнести.

Примеры: перескажите своими словами «Письмо Онегина к Татьяне»; объясните принцип действия трансформатора переменного напряжения.

3. Применение

Свою основную ценность знания приобретают тогда, когда появляется возможность применить их на практике. Именно в этом и заключается третья педагогическая цель в таксономии Блума. Ученик использует приобретённые знания для решения практических задач.

Глаголы: вычислить, применить, распределить, рассчитать, решить, исследовать, экспериментировать.

Примеры: проведите синтаксический разбор предложения; докажите экспериментально наличие крахмала в картофельном соке.

4. Анализ

На четвёртом этапе учащийся может анализировать и структурировать материал, разделять его на составные элементы, понимать его смысл и даже находить ошибки.

Глаголы: проанализировать, сделать вывод, упорядочить, выделить.

Примеры: исправьте ошибки в предложении; посмотрите на принципиальную схему устройства и объясните, как оно работает.

5. Синтез

На этом уровне ученик уже способен создавать новые конструкции, используя, обобщая и комбинируя накопленные ранее знания и применяя креативность.

Глаголы действия: спланировать, сформулировать, создать, разработать, скомбинировать, обобщить.

Примеры: напишите стихотворение на вольную тему; разработайте схему усилителя мощности с заданными параметрами; докажите великую теорему Ферма.

6. Оценка

Это самый высокий уровень, на котором ученик уже сам может формулировать критерии, позволяющие ему оценивать различные утверждения. Он способен анализировать факты и логику построения материала, проверять точность выводов и аргументированно спорить с автором учебника или преподавателем.

Глаголы: оценить, аргументировать, подтвердить, опровергнуть, спрогнозировать, обосновать, проверить.

Примеры: оцените правильность и рациональность предложенного автором решения данной задачи; оцените уровень собственных знаний в изученной сегодня теме.

Глядя на структуру таксономии Блума, несложно убедиться, что для достижения очередной педагогической цели необходимо, чтобы была достигнута предыдущая. При этом способность независимо оценивать изучаемые материалы, используя критическое мышление, находится на высшем уровне предложенной Блумом иерархии.

Таксономия Блума для аффективной и психомоторной области

Оригинальная таксономия Блума, рассмотренная выше, описывает только когнитивную составляющую процесса познания. В современной педагогике рассматривается три модели таксономии, описывающие когнитивную (знания), аффективную (установки, эмоции и ценности) и психомоторную (механические навыки и использование инструментов) составляющие познавательного процесса. Первую мы рассмотрели выше, рассмотрим оставшиеся две.

1. Аффективная область

Навыки аффективной области связаны с эмоциональным и ценностным восприятием окружающей действительности, способностью воспринимать эмоции и чувства других существ.

Модель таксономии Блума для аффективной области включает 5 уровней:

  • Восприятие. Это способность и готовность обращать избирательное внимание на получение эмоциональной и ценностной информации.
  • Реагирование. Это ответная реакция (учащийся проявляет активность, участвует в процессе, демонстрирует интерес).
  • Оценка. Учащийся оценивает объект, явление или информацию, связывает с ними какие-то значения, придаёт им важность.
  • Организация. Усвоенные идеи и ценности перестраиваются в сознании учащегося. Он сравнивает и упорядочивает их в соответствии с собственными оценками, самостоятельно устраняет «пробелы».
  • Интернализация. Учащийся начинает использовать сформировавшуюся у него систему ценностей. Усвоенные идеи и ценности становятся частью его личности.

2. Психомоторная область

К этой области относятся навыки, связанные с механическими движениями (ходьба, плавание, речь, письмо, печать на клавиатуре, работа с паяльником, умение чистить зубы, забивать гвозди или водить машину).

Таксономия Блума для психомоторной области включает 7 элементов:

  • Восприятие. Это базовая способность использовать сенсорную информацию для управления двигательной активностью.
  • Установка. Это умственная, эмоциональная и физическая готовность к осуществлению действия, сопровождающаяся пониманием результата.
  • Управляемая реакция. Человек учится применять сложные навыки, подражая учителю, добиваясь результата методом проб и ошибок.
  • Автоматизация. Это промежуточный этап обучения сложному навыку. Составные действия из нескольких шагов становятся механическими, и человек выполняет их машинально, не задумываясь над следующим шагом.
  • Сложная открытая реакция. На данном этапе человек умело применяет навыки, без колебаний производя быстрые, точные и хорошо скоординированные движения. При этом он учитывает обстоятельства и анализирует обратную связь (например, теннисист «чувствует», куда полетит мяч, ударив по нему).
  • Приспособление. Навыки отточены настолько, что человек может корректировать свои действия, мгновенно учитывая обратную связь и грамотно реагируя на непредсказуемые события.
  • Порождение (синтез). В совершенстве овладев навыком, учащийся самостоятельно усложняет его, создавая новые паттерны, которые выходят далеко за пределы того, чему его обучали. На этом уровне реализуются таланты и творческий потенциал личности.

Рассмотрим применение таксономии Блума для психомоторной области на примере обучения вождению автомобиля. Для этого опишем уровни навыков на каждом из перечисленных выше этапов:

  • изучение простейших действий, повторение за инструктором;
  • умение тронуться с места или осуществить поворот;
  • способность вести автомобиль, осознанно и сосредоточенно выполняя каждое действие;
  • спокойное вождение на автодроме или пустой дороге (все действия доведены до автоматизма и являются частью одного процесса);
  • спокойное вождение в условиях обычного дорожного движения, автоматическая реакция на другие машины, дорожную разметку, знаки и светофоры;
  • способность быстро и спокойно реагировать на нештатные ситуации, умение водить машину по льду или плохому дорожному покрытию;
  • умение применять нестандартные техники вождения (к примеру, использовать управляемый занос, чтобы избежать столкновения).

В этом примере основное обучение заканчивается на 5 шаге. Далее человек учится самостоятельно, постепенно накапливая опыт. Опытный водитель с многолетним стажем обычно находится на шестом уровне. А седьмой уровень доступен тем, кто целенаправленно стремится расширить свои возможности (например, обучаясь экстремальному вождению).

Стоит отметить, что сам Блум и его команда составили модель только для когнитивной области. Остальные модели были разработаны его последователями. В 2001 году модель для когнитивной области также была пересмотрена и дополнена, однако обновлённая версия пока что применяется не очень широко.

Как и для чего используется таксономия Блума?

Рассмотрим применение таксономии Блума, предложенное профессором кафедры педагогической психологии университета Джорджии Мэри Форхенд (Mary Forehand). В её примере дети изучают литературное произведение. Форхенд предлагает рассматривать следующие педагогические цели:

  • Воспоминание. Рассказать о какой-то детали (например, как выглядел дом главного героя).
  • Понимание.Обобщить сюжет и пересказать его.
  • Применение. Объяснить поступки и мотивацию персонажей.
  • Анализ. Поставить себя на место персонажа, описать свою реакцию и сравнить её с реакцией этого персонажа.
  • Синтез. Написать продолжение определённой сюжетной линии.
  • Оценка. Оценить достоверность описанных событий, сделать вывод о том, могло ли это произойти в действительности, могут ли реальные люди вести себя так, как ведут себя персонажи.

Таксономию Блума можно применять по-разному: для составления учебных программ, мониторинга прогресса и контроля эффективности обучения. В частности, её активно применяют авторы онлайн-курсов, составляя план занятий, устанавливая цели и оценивая качество обучения.

Специалисту сложно оценить, насколько легко знания даются новичку. Поэтому он может воспользоваться таксономией Блума, чтобы правильно ставить задачи на каждом этапе, контролировать успехи учащихся и подстраиваться под них, меняя темп и форматы подачи материала, составляя правильные тесты и задавая правильные вопросы.

В школе иногда используется такая нестандартная техника как «перевёрнутая пирамида». Традиционный подход подразумевает, что базовые уровни ученики проходят на занятиях (изучают материал, учатся применять на практике), а более высокие уровни постигают самостоятельно (анализируют знания, готовят доклады). «Перевёрнутая пирамида» подразумевает, что ученики изучают материал самостоятельно, а на занятиях выполняют синтез и оценку (отвечают на вопросы, обсуждают, полемизируют).

Заключение

Таксономия Блума – это модель, описывающая педагогические цели в процессе обучения. Её можно использовать как метод оценки знаний, технику повышения эффективности обучения и основу для составления учебных программ. Несмотря на критику, модель остаётся актуальной и прекрасно справляется с возложенными на неё задачами. Благодаря ей учителя могут выстраивать эффективные образовательные программы, а учащиеся – лучше оценивать свои знания и применять их на практике.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: