Что такое самосознание: понятие, структура, функции

Мужчина в раздумьях

Приветствую Вас, друзья!

Далеко не все люди правильно понимают, что такое самосознание, несмотря на то, что это слово знакомо каждому человеку, и многие используют его в самых разных смыслах. В психологии данным термином описывают совокупность представлений человека о себе, своем физическом теле, своей психике, своём текущем состоянии и о том, как он выглядит со стороны. Самосознание формируется в детстве, когда ребёнок начинает задумываться о том, как окружающие воспринимают его и совершаемые им поступки. Сегодня мы подробно разберём, что такое самосознание, как оно формируется и как устроено.

Что такое самосознание?

В психологии термином «самосознание» называют восприятие человеком собственной личности – то, как он видит своё место в обществе и мире, то, как оценивает собственные поступки, а также то, как в его понимании его поступки воспринимаются окружающими. Также в это понятие входит восприятие собственных эмоций, потребностей, целей, мотивов и собственной роли в обществе.

При этом сознание является одновременно и объектом для познания, и познающим субъектом. Человек наблюдает за собой, оценивает нравственность собственных поступков и корректирует собственные представления о нравственности и морали. Под влиянием самосознания он осознаёт себя как личность – самостоятельную, но в то же время неотделимую единицу социума.

Самосознание личности в психологии

В психологии не выработано единой концепции понимания самосознания, поскольку оно является сложным и многогранным. В качестве синонимов могут использоваться такие термины как «самоидентичность», «я-концепция» (one’s self-concept), «самость».

Понятие самосознания ввёл в психологию советский психолог и философ Сергей Рубинштейн, описав его как возможность понимать себя и окружающих, воспринимать структуру взаимоотношений между людьми.

Исследования в данной сфере проводил также Лев Выготский, который выяснил, что самосознание начинает формироваться в раннем детстве и окончательно оформляется у подростков в процессе взросления. Он указал на то, что для формирования самосознания необходима способность размышлять, которая у ребёнка формируется примерно к 7 годам. Поэтому дошкольникам очень сложно оценивать любые ситуации с какой-либо другой точки зрения, кроме собственной.

Советский психолог Вольф Мерлин выделяет следующие элементы, определяющие самосознание личности:

  • понимание своих эмоций;
  • осознание себя в качестве субъекта;
  • способность отличать себя от других субъектов;
  • наличие самооценки.

В современной психологии выделяют такие критерии самосознания:

  • социальная и материальная обособленность личности от окружения;
  • осознание контроля над своими действиями и мыслями;
  • попытки примерить на себя качества других людей;
  • способность понимать свои мотивы, желания и потребности;
  • осознание особенностей своего характера и своей личности.

В качестве одного из ключевых пластов самосознания психология рассматривает отношение человека к окружающим. Всего выделяют четыре уровня такого отношения:

  1. Эгоцентрический. Отношение к окружающим у человека формируется на основании их отношения к нему. Данный уровень естественен для детей, но нередко встречается и у взрослых.
  2. Группоцентрический. Человек положительно относится к своей группе, считает других её представителей «правильными». В зависимости от обстоятельств понимание человеком своей группы может сужаться или расширяться (семья, друзья, коллектив, город, нация, все люди).
  3. Просоциальный. Данный уровень отношения подразумевает, что каждый человек представляет ценность, независимо от наличия у него преимуществ и недостатков.
  4. Эстохолический. На данном уровне личность рассматривает каждого человека как часть духовного мира. Основными ценностями являются гуманность, милосердие, уважение и терпимость.

Структура самосознания

Самосознание состоит из таких элементов как:

  • осознание текущих и отдалённых целей, понимание собственных мотивов;
  • осознание своих имеющихся и желанных качеств;
  • когнитивное представление о себе (взгляд со стороны);
  • эмоциональное представление о себе.

Можно условно разделить самосознание на две составляющих: познание себя и отношение к себе. Когда человек мысленно высказывает мнение о себе, своих способностях, нравственных качествах или текущем состоянии, он предстаёт одновременно в виде субъекта и в виде объекта. Для обозначения этих сторон используются термины «Я» (или «Я-субъект») и самость (или «Я-объект»).

«Я» обладает способностью наблюдать за самостью, давая оценку чувствам, мыслям, мотивам и поступкам. Помимо прочего, «Я» наблюдает и за собственной склонностью наблюдать. Самость же рассматривается многими исследователями как механизм, заставляющий личность стремиться к достижению максимума своих возможностей.

Самосознание – это достаточно сложная система, которую для лучшего понимания можно условно разделить на 4 уровня:

  1. Непосредственно-чувственный. Данный уровень включает собственные переживания, эмоции, чувства и желания – минимальный набор, необходимый для самоидентификации личности.
  2. Целостно-образный (личностный). На данном уровне личность ощущает потребность быть лучше, действовать, совершенствоваться.
  3. Интеллектуально-аналитический (рефлексивный). Данный уровень подразумевает наблюдение за собой, своими мыслями и желаниями, а также рефлексию и самоанализ.
  4. Целенаправленный деятельный. Здесь объединяются все три предыдущих уровня, и человек использует полученные наблюдения для самоконтроля, самовоспитания, самосовершенствования и других действий, необходимых для достижения «Я-идеального».

Также в структуре самосознания можно выделить 3 пласта, связанных с тем, как человек воспринимает себя со стороны и как видит собственную роль в обществе:

  1. Восприятие самого себя.
  2. Восприятие окружающих.
  3. Понимание того, как его воспринимают окружающие.

Функции самосознания

С точки зрения современной психологии, самосознание – это важный психологический механизм, выполняющий целый ряд необходимых человеку функций:

  1. Регулирование собственного поведения. Самосознание позволяет человеку смотреть на себя со стороны, как на другую личность. Благодаря этому он понимает, как ему следует себя вести, какие решения принимать, что говорить и как взаимодействовать с окружающими.
  2. Самосовершенствование и самоактуализация. Благодаря наличию самосознания личность стремится от «Я-реального» к «Я-идеальному». Самосознание обладает мощным мотивационным потенциалом, заставляющим человека предпринимать шаги для улучшения себя и качества своей жизни.
  3. Экзистенциальная функция. Под влиянием самосознания у человека формируется потребность в наличии и понимании смысла жизни.
  4. Интегративная функция. Самосознание играет важную роль в формировании целостного внутреннего мира, отдельные элементы которого не противоречат друг другу и гармонично вписываются в понимание внешнего мира.
  5. Защитная функция. У человека формируется потребность охранять устойчивый образ своего «Я».

Формы самосознания

Стараясь лучше понять, что такое самосознание, исследователи обнаружили, что у него существует четыре разных формы проявления. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Самопознание

Данное понятие включает познание своих личных качеств, а также физических возможностей. Оно обеспечивает нам самоидентификацию среди других людей. Самопознание включает такие процессы как:

  • наблюдение за последствиями собственных действий, поступков, решений и высказываний;
  • наблюдение за реакцией окружающих на вышеперечисленное;
  • понимание, как окружающие оценивают нас, как воспринимают и как к нам относятся;
  • анализ собственных чувств, желаний, потребностей, эмоций и их причин.

Основная цель процесса самопознания – формирование у человека достаточно полного представления о себе, понимание того, что он собой представляет и какими возможностями обладает.

2. Самоконтроль

Получая информацию о своей сущности, своих желаниях и потребностях, человек может корректировать своё поведения, выбирая более правильные, нравственные или рациональные действия. Нам под силу поменять практически всю нашу действительность, полностью отказавшись от нежелательных мыслей, высказываний или действий, противоречащих нашим актуальным установкам.

3. Самооценка

Самооценка служит показателем того, как человек воспринимает собственные качества и возможности, насколько любит и уважает себя. Достаточно самоуверенный человек, способный принимать решения и действовать целенаправленно обладает адекватной самооценкой. Если самооценка занижена, то человеку приходится постоянно зависеть от чужого мнения, жить с массой комплексов и чувством вины. Завышенная же самооценка делает его надменным, заставляя его игнорировать чужое мнение и ухудшая взаимодействие с окружающими.

4. Самопринятие

Данная форма самосознания включает два аспекта:

  • принятие себя как личности;
  • самоуважение.

Это подразумевает, что человек, независимо от собственных качеств, возможностей, способностей, наличия талантов и знаний, принимает себя как полноценную личность. Он не критикует себя, не корит за недостатки и ошибки. Он уверен, что заслуживает всего, чего желает. Для этого он работает над собой, развивается, совершенствуется, повышает уровень своего образования, стремится овладеть новыми навыками.

Как формируется самосознание

Советский и российский психолог Валерия Мухина подробно описала процесс формирования самосознания у ребёнка. Рассмотрим основные аспекты, показанные в её работах.

1. Осознание своего имени

Имя – важная составляющая самосознания. И для ребёнка именно представление о собственном имени становится одним из первых элементов самосознания. Он постоянно слышит это имя от родителей и постепенно начинает отождествлять себя с ним. Впоследствии оно помогает ему выделять себя, идентифицировать себя как личность. Позже он узнаёт, что у него есть фамилия и отчество, отчего конкретизация усиливается.

Большинство детей учится называться себя «Я» примерно к трём годам. До этого они называют себя по имени – так, как их называют окружающие.

Потом у ребёнка появляются прозвища, он учится примерять на себя роли различных персонажей из детских игр. Постепенно взрослея, он может придумать себе новое имя, которое будет стремиться сделать своим, чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность. Для некоторых подростков это настолько важно, что при получении документов они меняют имя по-настоящему.

2. Осознание своего тела

Базовое представление о своём теле и его границах формируется у ребёнка примерно к 1 году. Позже он учится узнавать себя в зеркале, узнаёт, что он растёт и что его тело постоянно меняется. Он познаёт боль от ушибов и прочих физических воздействий, понимает, что своими действиями может причинять боль другим.

3. Потребность в признании

Поскольку детям свойственен эгоцентризм, ребёнок ждёт, что всё внимание всегда будет направлено на него. Постепенно он узнаёт, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими. И каждый раз, совершив хороший поступок, он ждёт признания и одобрения со стороны взрослых. Если взрослые неправильно реагируют на его поведение, у него могут формироваться отрицательные качества – агрессивность, склонность к обману, неуверенность в себе.

4. Половая идентификация

Несмотря на то, что дети уже в раннем возрасте понимают свою принадлежность к определенному полу, а первые симпатии между мальчиками и девочками возникают в начальных классах, настоящая половая идентификация происходит только с наступлением пубертатного периода. У них формируются стереотипы мужского и женского поведения, парни начинают считать себя мужчинами, а девушки – женщинами.

5. Представление о социальном пространстве

В течение процесса взросления у ребёнка формируется и постоянно меняется представление о социальном пространстве. Данное понятие включает условия, в которых живёт ребёнок:

  • быт и образ жизни;
  • ценности, присущие данному обществу;
  • воспитание, нормы морали;
  • религия и прочее.

В юношеском возрасте у человека возникает стремление расширить своё социальное пространство, при этом он плохо понимает, что ему нужно, поэтому склонен резко менять приоритеты и принимать импульсивные решения.

Заключение

Самосознание – это необходимый атрибут сформировавшейся личности. Важно учитывать, что самосознание не закодировано в генах, оно не возникает само себе и не формируется без наличия необходимых факторов. Поэтому родители должны ответственно относиться к процессу его формирования у своего ребёнка.

Очень важно демонстрировать ребёнку адекватный уровень внимания и уважения, своевременно указывая ему на ошибки и поощряя правильные поступки. В таком случае у него сформируется правильное самосознание и адекватная самооценка, что позволит ему стать успешным человеком во взрослом возрасте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: