Космополитизм: что это такое, плюсы и минусы, история

Странник

Приветствую Вас, друзья!

У человека есть природная потребность отождествлять себя с некоторой общностью. Наши далёкие предки жили в племенах и общинах. С возникновением цивилизации были построены первые города. Города объединились в империи, а на обломках империй возникли современные страны. Сегодня каждый человек является гражданином какого-нибудь государства, но далеко не всех это устраивает.

Существует большое количество людей, ищущих большей свободы. Они считают, что человечество созрело для следующего этапа – полного объединения и отказа от раздробленного существования в виде отдельных государств. Такое мировоззрение называется «космополитизмом», и сегодня мы подробно поговорим о том, что оно собой представляет и какие перспективы может дать человечеству.

Что такое космополитизм?

Космополитизм – это идеологическая концепция, согласно которой каждый человек является «гражданином мира» и принадлежит к единой мировой культуре. При этом деление на государства, нации и народы считается устаревшим. Человек рассматривается как личность, которая должна обладать полной свободой перемещения по планете (а в будущем – по Солнечной системе).

Космополитизм обычно противопоставляется патриотизму, поскольку отрицает культурную, национальную и историческую привязанность. В рамках данной идеологии считается, что мировая культура в одинаковой степени принадлежит всем людям мира. При этом степень отрицания государственной, национальной и иной принадлежности может варьироваться, но в конечном счёте всё сводится к полному отказу от национальности и гражданства одной страны.

В природе существует также биологический космополитизм – особенность некоторых видов животных и растений, позволяющая им жить по всему миру в разных климатических зонах. Космополитических животных не так много, и почти все они являются птицами или морскими обитателями. Также биологическими космополитами являются синантропные животные (живущие рядом с человеком), такие как мышь, таракан или плодовая мушка дрозофила.

Для большинства современных людей космополитизм выглядит как нечто весьма неестественное и нелогичное, поскольку всем нам при воспитании были привиты традиционные ценности. Однако мир меняется, а границы размываются всё сильнее. И сегодня космополитизм рассматривается как естественное следствие глобализации и важнейший из будущих столпов свободы человека.

Кто такой космополит?

Космополит – это человек, свободный от территориальной и партийной принадлежности, а также от расовых, национальных, политических и иных консервативных предрассудков. Высшими ценностями космополит считает свободу и равенство всех людей, поэтому избегает шовинизма в любых его проявлениях.

Несмотря на то, что космополитизм пока что не является общепринятой концепцией, в мире существует достаточно большое количество людей, считающих себя космополитами. Интересно, что космополитические взгляды обычно свойственны успешным людям, для которых прогрессивные ценности выше, чем традиционные.

Космополитами часто становятся ученые с мировым именем, артисты, меценаты, писатели и другие люди, понимающие, что высшая степень самореализации – это работа на благо всего человечества, а не отдельного народа.

Помимо свободы высшей ценностью космополит считает равенство. С его точки зрения, каждый человек обладает одинаковыми правами, независимо от пола, цвета кожи, интеллекта, физической формы, убеждений, заблуждений, пристрастий и слабостей (но только при условии, что своими действиями не причиняет неудобств другим).

Важно учитывать, что космополитизм – это идеология свободы. Следовательно, ни один космополит не станет навязывать свои взгляды кому-либо. И всё же встречаются люди (их обычно называют «воинственными космополитами»), которые в весьма агрессивной манере навязывают свою точку зрения всем, кто имеет неосторожность заговорить с ними.

История развития космополитизма

Появление и раннее развитие

Авторство концепции мирового гражданства приписывают древнегреческому философу Сократу (5 век до н. э.). Позже другой древнегреческий философ Диоген (4 век до н. э.) пошёл дальше и первым провозгласил себя «гражданином мира». Именно Диогену приписывается авторство терминов «космополит» (κοσμοπολίτης) и «космополитизм» (κοσμοπολιτισμός).

Дальнейшим развитием идей космополитизма занимались киники. Очень мощным фактором стала Пелопоннесская война, после которой восприятие людьми патриотизма заметно ухудшилось. Позже концепцию мирового гражданства развивали римские стоики, после которых о ней практически забыли на несколько веков.

Новое понимание того, что такое космополитизм, возникло в Европе в средние века. Тогдашние сторонники хотели использовать его для создания католической теократии и придали ему значительный религиозный оттенок. Разумеется, это противоречило изначальной идеологии, основным принципом которой была свобода от предрассудков.

Дальнейшее развитие и уход от религии

Принадлежность к определенной религии противоречила идеям космополитизма, поэтому в 16 веке он освободился от католического влияния и стал светской идеологией. Автором обновленной концепции считается французский философ Гийом Постель. В 1544 году он сформулировал основные идеи, согласно которым должно существовать «мировое государство», свободное от национальных, религиозных и расовых предрассудков.

В Европе того времени новое мировоззрение оказалось очень популярным, поскольку европейцы устали от бессмысленных войн. Его очередным ярким сторонником стал немецкий философ 18 века Иммануил Кант. Он много обдумывал идеи учения «Вечного мира», а в концепции космополитизма увидел кульминацию человеческой истории, которая наконец-то положит конец войнам и приведёт к процветанию человечества.

Одним из самых известных сторонников космополитизма в российской истории и литературе был писатель Лев Толстой (1828-1910), известный своими пацифистскими взглядами. Он считал, что патриотизм – это пережиток варварских времён, являющийся главной причиной войн и иных форм вражды.

Несмотря на освобождение от религии и наличие достаточно ярких сторонников, популярность космополитизма снова угасла. На длительное время носителями его идей стали представители масонского течения, а вот в публичном поле о нём говорили мало.

Космополитизм начала XX века

Очередное возрождение космополитических идей началось, как и следовало ожидать, после Первой мировой войны, ставшей самой массовой и самой кровопролитной в истории на тот момент. Европейцы, осознавшие последствия конфликта, живо воспринимали идеи всеобщего братства и мира.

В 1921 году писатель и эсперантист Эжен Ларти основал Всемирную вненациональную ассоциацию SAT (известную также как «Эсперанто-ассоциация»). Надо заметить, что члены SAT по-своему понимали, что такое космополитизм. Их идеи выглядели пугающими, поскольку подразумевали устранение всех наций и едва ли не насильственное навязывание всему миру языка эсперанто в качестве основного.

Эжен Ларти сожительствовал с тётей Джорджа Оруэлла. Писатель иногда посещал встречи эсперантистов, и темы разговоров неприятно впечатлили его. Считается, что именно под этим впечатлением Оруэлл написал антиутопический роман «1984».

В 1931 году был издан «Манифест Безнационализма». Но в тот период SAT окончательно рассорилась с коммунистами и лишилась мощной поддержки основных сторонников. Идеи космополитизма снова потеряли популярность – до следующей войны.

Современный космополитизм

После окончания Второй мировой войны идеи космополитизма снова обрели популярность. В частности, «Всеобщая декларация прав человека», которая была принята в 1948 году, вобрала в себя некоторые идеи из данной концепции, гарантируя всем людям мира определенные права, независимо от их национальной, культурной, религиозной и любой другой принадлежности.

Очередным популяризатором космополитизма стал американский актёр и общественный деятель Гарри Дэвис. В 1948 году он провозгласил себя гражданином мира, а в 1954 – основал организацию Всемирное Правительство Граждан Мира (WSA). И по сегодняшний день данная организация продвигает космополитические идеи и выдаёт «паспорта гражданина мира».

В современном мире на волне глобализации снова наблюдается повышенный интерес к космополитизму. Многие известные люди становятся сторонниками данной идеологии, но её развитие сдерживается противостоянием правительств большинства стран. В частности, все крупные страны отказываются признавать, что паспорт гражданина мира имеет хоть какую-то юридическую значимость.

Плюсы и минусы космополитизма

Многим людям космополитизм кажется перспективной идеологией, которая в будущем неизбежно станет преобладающем. Однако нельзя отрицать, что его идеи полны спорных моментов. Разумеется, у него есть определенные плюсы, в частности следующие:

  • Отрицание национального шовинизма. Космополитические идеи исключают любые формы шовинизма и дискриминации по каким-либо признакам. Это важно, поскольку именно шовинизм послужил причиной (или поводом) большинства войн и геноцидов в человеческой истории.
  • Повышение интереса к чужой культуре. Космополитизм не отрицает народных традиций, истории, культурных и прочих ценностей. Он подразумевает, что все культуры мира должны представлять одинаковый интерес.
  • Свобода передвижения. Практически каждый из нас хотя бы однажды ездил в другую страну и знает, насколько хлопотным бывает улаживание всех формальностей. Космополитизм подразумевает, что в любой город на планете можно будет поехать или полететь так же, как и в соседний город в своей стране.

При этом есть и отрицательные моменты:

  • многие языки, традиции, культурные и духовные ценности, исчезнут, несмотря на то, что представляют интерес для изучения;
  • идеи космополитизма звучат красиво в умах людей, но непонятно, как реализовывать их на практике;
  • эта концепция слишком сложна и неестественна для большинства людей (и не факт, что это поменяется в будущем).

Типичный современный космополит – это идеалист, мечтающий о том, что все люди будут жить в мире и согласии. При этом космополитам свойственно типичное заблуждение всех идеалистов – они судят всех людей по себе. Однако изменить человеческую природу невозможно. И далеко не факт, что в обозримом будущем удастся искоренить религиозные, национальные, расовые и иные предрассудки, свойственные большинству людей.

Заключение

Космополитизм – это идеология, которую можно рассматривать как систему взглядов человека или перспективную концепцию для будущего устройства мира. В первом смысле она актуальна уже сегодня, и её приверженцами являются многие мировые знаменитости, спортсмены, артисты, писатели и другие успешные люди. А вот как модель существования мира космополитизм пока что очень далёк от воплощения в реальность, несмотря на глобализацию и на то, что международные границы становятся всё более прозрачными.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: