Приветствую Вас, друзья!
В этой статье мы разберемся с тем, что такое парадокс. Рассмотрим примеры наиболее известных парадоксов. Узнаем, почему возникают парадоксы и в чём их значение.
Что такое парадокс?
Парадокс — это ситуация, которая на теоретическом уровне выглядит правдоподобно, но научного объяснения не имеет. Термин «парадокс» происходит от нескольких древнегреческих слов, которые можно перевести как неожиданное или странное предположение (или мнение).
Чаще всего внимание людей заостряется на парадоксах, касающихся достаточно строгих и давно сформированных дисциплин, к примеру, логики, внутри которой выделяют два вида парадоксов:
- Апория — разновидность парадокса, в основе которого лежит аргумент, входящий в явное противоречие с общепризнанным мнением;
- Антиномия — разновидность парадокса, основанная на существовании двух противоречащих друг другу, но в одинаковой степени доказуемых суждений;
Следовательно, под логическим парадоксом подразумевается откровенно противоречивое суждение, в котором сохраняется логическая правильность или же суждение, имеющее внутри себя внутри два исключающих друг друга, но в равной степени доказуемых мнения.
Логику относят к абстрактным наукам, в которых обычно не принято ставить эксперименты, а также доверять фактам в их обыденном и привычном понимании — данная дисциплина базируется исключительно на анализе реальных мыслительных процессов. Однако расхождения в теоретической части логики и в жизненной практике все же встречаются, и наиболее явным подтверждением этого факта стало как раз таки наличие парадоксов.
Далее мы более подробно поговорим об этом интересном явлении, параллельно приведя известные многим примеры логических парадоксов, имеющих многовековую историю, но до сих пор не утративших актуальность. Эта информация будет полезна не только тем, кто занимается углубленным изучением логики, но и просто всем неравнодушным к новым знаниям людям.
Примеры парадоксов
Для лучшего понимания сути парадоксов рассматривать их рекомендуется посредством приведения несложных и достаточно известных примеров.
Парадокс Ахиллеса и черепахи
История парадокса Ахиллеса и Черепахи начинается с теоретической дискуссии о движении, выдвинутой в 5 веке до н.э. древнегреческим философом Зеноном Элейским. Главными действующими лицами этого примера являются неуязвимый греческий полубог Ахиллес, известный как очень быстрый бегун, и черепаха, решившая посоревноваться с ним в скорости. Изначально Ахиллес предоставил черепахе фору в сто метров, которую он быстро пересек после старта, но черепаха тем временем успела проползти еще десяток метров, а значит, Ахиллесу так и не удалось ее догнать. Затем он легко пересек и эти десять метров, но черепаха опять успела отползти теперь уже на один метр, и Ахиллесу снова не удалось сравняться с ней.
Если отталкиваться от логики этого парадокса, то атлету так никогда и не удастся настигнуть черепаху, ведь при каждом его приближении она тоже продолжает, пусть медленно, но отдаляться. Значит ли это, что и достичь поставленной цели тоже невозможно, несмотря на множество подобных примеров из жизни?
Парадокс кучи песка
Представьте, что перед вами лежит куча песка, из которой вы взяли одну из песчинок. Естественно, после этого куча остается на месте — исчезновение одной песчинки никак не скажется на ее существовании. Убрав из кучи еще одну песчинку, а затем — еще одну, потом — еще одну и так далее, вы все равно не сможете убрать кучу, которая может состоять даже из нескольких крупиц песка. Но ведь вы сможете спокойно убрать по одной и оставшиеся несколько песчинок, а значит, в определенный момент исчезновение одной, последней крупицы песка приведет к исчезновению уже всей кучи. Выходит, всего одна песчинка способна прекратить существование целой кучи песка? Эта старинная головоломка носит название «sorites paradox», т.е. парадокс кучи.
Парадокс всемогущества
Это довольно известный парадокс, его суть заключена в следующем: способен ли всемогущий Господь создать камень, которой сам же не сможет поднять? Оба суждения приведенного парадокса ставят под серьезный вопрос понятие о всемогуществе, ведь если всемогущий Бог не сможет создать такой камень или создаст его, но не сможет поднять, то он не всемогущ.
В различные эпохи философы по-разному подходили к решению описываемого парадокса. Так, Августин Блаженный считал, что Господь попросту не сможет создать такую или близкую к ней ситуации, поскольку после этого он может лишиться своего божественного статуса всемогущего существа. А вот Рене Декарт высказывал предположение о том, что обладающий абсолютным всемогуществом Бог, а также его поступки в принципе не могут быть познаны и объяснены при помощи человеческой логики.
Парадокс лжеца
Представьте, что ваш собеседник вдруг заявит вам о том, что все сказанное им ранее являлось ложью. Задумайтесь, а можно ли поверить в его слова о сказанной ранее лжи сейчас, ведь он мог снова соврать, не так ли? В этом и заключается парадокс лжеца, оба утверждения которого открыто противоречат сами себе: ведь если ваш собеседник признает себя лжецом, то он сказал правду, но если сказанное им действительно правда, то он лжец.
Парадокс казни
Представьте себе следующую ситуацию: при оглашении приговора к смертной казни через повешение, судья назначает время казни на полдень рабочего дня, не называя точного дня, и, таким образом, для осужденного время его смерти становится загадкой. Единственное, что ему известно — палач абсолютно неожиданно придет к нему в полдень любого из будней и уведет на виселицу.
Поразмышляв, осужденный приходит к простому выводу — его не могут повесить в пятницу, ведь если его не казнят в четверг, то казнь в пятницу уже не станет для него неожиданным неприятным сюрпризом. Отталкиваясь от этой логики, аналогичным образом он исключает из возможных дней собственной казни сначала четверг, а затем и все остальные будни. В итоге, осужденный убеждает себя в невозможности собственной казни и успокоенный ложится спать. А спустя неделю, в среду, ровно в полдень, к нему в камеру приходит палач, чтобы забрать его на казнь, и данное событие становится для него полной неожиданностью.
Причины возникновения парадоксов
К основной причине возникновения парадоксов ученые относят упрощение теоретических объектов. Часто исследователи, иногда даже не желая того, не принимают во внимание ряд характеристик какого-либо объекта, впоследствии относя уже сам объект к незначительным и маловажным. Но со временем процессы познания могут поставить перед людьми новые вопросы, прямо касающиеся указанного объекта и его ранее не учитываемых или неизвестных характеристик. Все это приводит к возникновению противоречий между старыми, упрощенными, и новыми, более детальными и подробными характеристиками одного и того же объекта, заставляя исследователей начать изучение его прежде неизвестных свойств. Именно так устраняются парадоксы, порожденные дефектами и недостатками прежних, уже устаревших, знаний.
Кроме того, толчком к возникновению парадокса может стать неточность определенного теоретического элемента, например, утверждения, понятия или закона. Теоретические знания повсеместно используют для решения практических задач, и этот процесс чреват конфликтом между полученным в результате решения задачи результатом и уже накопленным к тому моменту набором знаний. Однако данный конфликт, по сути, является продуктивным, так как благодаря нему выявляются дефекты, укоренившиеся во многих понятиях и утверждениях, а исследователи получают возможность начать работу по устранению возникших проблем. Обычно обнаруженные дефекты устраняются методом уточнения либо путем корректировки противоречащих друг другу компонентов теории.
Помимо описанных выше причин, появлению парадоксов способствуют и частичные недостатки в некоторых законах и понятиях, а то и полностью ошибочные понятия, убеждения и суждения. Естественно, ошибочные положения становятся причиной ошибочных решений, а полученные таким образом результаты вступают в явное противоречие с объективной реальностью. Но и эту связанную с наличием в мире парадоксов ситуацию относят к позитивным и продуктивным явлениям, поскольку в данной ситуации парадоксы вновь помогают выявлять и устранить пробелы и дефекты в системе сформировавшихся ранее знаний, попутно способствуя формированию верных представлений об окружающем нас мире. Кстати, к наиболее трудным парадоксам, чаще всего приводящим к кардинальным переменам в багаже накопленных предыдущими поколениями знаний относят парадоксы, возникающие из-за недочетов в базисных теоретических утверждениях, закономерностях и принципах.
Научное значение парадоксов
Таким образом, парадоксы появляются и существуют по причине наличия серьезных дефектов в общей совокупности знаний людей об окружающем их мире. К их основному положительному качеству необходимо отнести способность парадоксов сигнализировать о присутствии в системе знаний серьезных и требующих устранения пробелов. Нередко парадокс ставит перед исследователями вполне понятные и давно назревшие задачи, подталкивая их к совершению определенных действий, призванных устранить конкретные проблемы, касающиеся познавательной деятельности. Помимо этого, парадоксы представляют собой довольно сложные гносеологические элементы, которые могут как стать источником значительных научных проблем, так и подтолкнуть ученых к определенным исследованиям (относящимся, например, к решению таких важных вопросов как понимание процессов, происходящих внутри нашей Вселенной, и в особенности — вопросов, связанных с ее возникновением и структурой).
Также к эвристической роли парадоксов нужно отнести и те подсказки, которые они дают ученым, наталкивая их на поиски решений к постоянно возникающим научным проблемам. В качестве отправных пунктов таких поисков следует назвать с одной стороны — теоретические суждения, понятия, утверждения и закономерности, с другой — вступающие в противоречия с приведенными выше теоретическими постулатами факты. В этом и заключается главная роль, отводимая парадоксам в науке — если бы они напрочь отсутствовали, то никто из исследователей никогда не заинтересовался бы определенным сегментом знаний, таящим внутри себя явные противоречия.
Богу и всемогуществу нет определения(ни образа ни подобия). Есть бог это определение нет бога это определение,поднимет…опр. не создаст…опр. как говорится клин клином, парадоксом на парадокс. На этом можно бы и остановится. Как же бог выходит из положения. Возможно по принципу равновесия,полупустой стакан или полуполный,где та средина и является чем то всеобъемлющим. Бог сможет создать камень если он(бог) есть и не сможет поднять если нет…