Огюст Конт: ключевые идеи, социология, краткая биография

Огюст Конт

Огюст Конт – французский философ и социолог XIX века, известный, прежде всего, как создатель позитивизма и основоположник социологии, сделавший её самостоятельной наукой и давший ей название. С юных лет он демонстрировал острый ум, жажду к знаниям и принципиальность, которые, с одной стороны, позволили ему сделать значительный вклад в науку, а с другой – создали ему немало личных и карьерных проблем. О его непростой биографии поговорим чуть позже, а сначала рассмотрим его основные идеи.

Ключевые идеи Огюста Конта

Большинство идей Огюста Конта имеет отношение к позитивизму – философскому учению, согласно которому единственными источником достоверного знания может быть эмпирическое исследование (способ научного познания окружающей реальности опытным путем). Чтобы избежать неоднозначных трактовок, сразу оговоримся, что «позитивным» Конт называл истинное знание, имеющее научную ценность. Любые метафизические концепции он считал не только бесполезными, но и вредными, вводящими в заблуждение.

Большое значение Конт придавал сформулированному им «Закону трёх стадий интеллектуальной эволюции», согласно которому прогресс развития человеческого знания включает 3 ступени:

  • теологическая (законы природы объясняются вмешательством сверхъестественных сил);
  • метафизическая (вместо сверхъестественных сил вводятся абстрактные фундаментальные принципы);
  • позитивная (только эмпирическое познание может дать достоверное знание, объяснить и систематизировать законы природы).

Таким образом, позитивная ступень является высшим и последним этапом эволюции методов познания. Кроме того, Конт утверждает, что любая наука в своём становлении и развитии проходит все три стадии. По его мнению, философия также должна прийти к последней стадии, чтобы давать только достоверные и объективные знания, избегая абстрактных концепций.

Несмотря на то, что Огюста Конта обычно называют автором позитивизма, не следует забывать, что именно он считается основоположником такой важной науки как социология. Необходимость создания новой научной дисциплины он обосновал в своём труде «Курс позитивной философии», который опубликовал в 1842 году. Многие концепции он сформулировал в предыдущих работах, но именно эта публикация, как считается, стала моментом возникновения социологии как самостоятельной науки.

Закон трёх стадий О. Конта

Одной из самых известных концепций, предложенных Огюстом Контом, является закон трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества. Согласно данному закону всё развитие человеческих представлений о мироустройстве можно разделить на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Теологическая

Пока уровень развития естественных наук остаётся низким, большинство физических и природных явлений люди объясняют действиями богов, духов, призраков, демонов, ангелов и прочих сверхъестественных существ. Внутри теологической стадии Конт выделил три ступени:

  • фетишизм – приписывание сверхъестественных свойств неодушевлённым предметам;
  • политеизм – первопричиной отдельных природных явлений считаются самостоятельные божества;
  • монотеизм – первопричины выстраиваются в определённую иерархию, и становится удобнее считать, что за всем стоит единый бог.

Важнейшая особенность теологической стадии развития заключается в том, что абсолютно всё можно объяснить простыми для понимания словами, поэтому необъяснимых явлений не существует.

2. Метафизическая

На метафизической стадии развития человек также стремится к исчерпывающему пониманию всех физических и природных явлений, но теперь уже не опирается на религиозные и мистические концепции. Вместо этого используются вымышленные первичные сущности и фундаментальные основы бытия. В отличие от религии, античная метафизика уже претендовала на научность, однако далеко не все использовавшиеся в ней методы познания можно назвать научными.

3. Позитивная

На третьей стадии развития человек понимает, что знание может считаться истинным только тогда, когда опирается исключительно на подтверждённые факты и следующие из них логические умозаключения. Эту стадию Конт назвал её «позитивной», чтобы подчеркнуть, что речь идёт о «положительных» знаниях, представляющих собой реальную ценность, а не вводящих в заблуждение.

Позитивизм Конта

Позитивизм (от латинского positivus – положительный) – это философское учение, согласно которому единственным источником истинного (позитивного) знания может являться эмпирическое исследование, тогда как знание, полученное в процессе философского размышления, познавательной ценностью не обладает.

Ключевые идеи позитивизма прослеживаются ещё у античных стоиков. Но его основоположником считается Огюст Конт, который сформулировал основные принципы учения в нескольких работах, опубликованных им в 1830-х годах. Он считал, что всё человеческое знание делится на 2 вида:

  • позитивное – истинное, достоверное, объективное знание, соответствующее действительности;
  • идеологическое – не поддающееся оценке знание, в основе которого лежит интерес, цель или идея.

При этом истинно ценным он считал только первый вид. Используя слово «позитивный» по отношению к знаниям, он подразумевал, что они являются:

  • достоверными, а не сомнительными;
  • ценными, а не бесполезными;
  • реальными, а не химерическими;
  • эмпирическими, а не вымышленными;
  • чёткими и однозначными, а не смутными;
  • организующими, а не разрушительными.

С учетом этих признаков Конт называл метафизику негативным знанием, неточным и бесполезным. Он считал, что позитивная философия должна заниматься систематизацией и классификацией знаний, полученных исключительно методами научного познания. При этом она должна отказаться от поиска метафизических начал, причин и прочих основ, а изучать только реальные факты, полученные эмпирическим путём.

Социология Конта

Именно благодаря Огюсту Конту социология в 1842 году стала самостоятельной наукой. Он же выбрал название для новой дисциплины (хотя изначально автором термина «социология» является французский политик Эмманюэль Сьейес). По мнению Конта, социология, чтобы быть полноценной наукой, должна обладать такими свойствами как:

  • доказательность (то есть, каждый тезис должен быть обоснован реальными фактами);
  • нейтральность (наука не должна продвигать идеи и ценности);
  • свобода от индивидуальных предпочтений (она не должна обслуживать чьи-либо интересы).

Стоит отметить, что социология, будучи изначально свободной и нейтральной наукой, всё же может использоваться политиками и другими деятелями для продвижения своих взглядов и зарабатывания политических дивидендов.

Конт предложил выделять в социологии два направления:

  • социальная статистика – наука о социальной структуре общества и социальных институтах, таких как семья, государство, общество и прочее.
  • социальная динамика – наука о законах развития общества (её идеи нашли отражение в социологическом эволюционизме Герберта Спенсера).

В своём труде «Система позитивной политики» Конт описывает человеческое общество как единый организм, все части которого уникальны и при этом пребывают в равновесии. Этот организм, как и любой другой, непрерывно меняется, развивается и эволюционирует.

Краткая биография О. Конта

Огюст Конт родился 19 января 1798 года в католической семье среднего достатка. Уже в детстве проявились его основные качества – острый ум, жажда знаний и трудолюбие. Благодаря этому он был невероятно успешным учеником, удивляя всех учителей своими познаниями. Однако у него была ещё одна ярко выраженная черта – неуёмная принципиальность, которая часто его подводила. В частности, в 1816 году он был отчислен из Политехнической школы за то, что его рукой было написано коллективное письмо студентов с требованием об отставке одного из преподавателей.

Даже с неоконченным образованием Конт обладал исключительными познаниями в математике, благодаря чему мог зарабатывать репетиторством. Изредка он пытался найти постоянную работу, но его снова подводила принципиальность. К примеру, он устроился секретарём к влиятельному банкиру и политику Казимиру Перье, но не сработался с ним из-за регулярных конфликтов.

С постоянной работой у Конта не складывалось, поэтому помимо математики он начал давать уроки астрономии, которую тоже очень любил. Параллельно он работал над своим «Курсом позитивной философии». Правда, когда курс был готов, он успел дать буквально пару лекций, поскольку из-за сильной интеллектуальной нагрузки весной 1826 года его психика пошатнулась. Он не мог работать и вёл себя крайне агрессивно, в первую очередь, по отношению к своей гражданской жене, вызывавшей у него припадки ревности.

Интересно, что лечащим врачом Конта был знаменитый психиатр Жан-Этьен Эскироль, автор первого научного руководства по психиатрии. Он наблюдал ученого в течение 10 лет с момента его помешательства в 28-летнем возрасте.

Только к осени 1828 года состояние ученого стабилизировалось, но его репутация к тому моменту довольно сильно пострадала. Поэтому у него снова возникли сложности с трудоустройством. В частности, министр народного просвещения Гизо отказался от старых положительных отзывов о его работах и теперь отзывался о нём как об ограниченном и полоумном фанатике с очень странным видением науки.

Несмотря на то, что 1830-е годы начались для Конта со столь сложных испытаний, именно это десятилетие впоследствии стало для него наиболее продуктивным. В частности, он смог оформить свой «Курс позитивной философии» и издать его в шести томах. В том же десятилетии он сформулировал основные идеи позитивизма, а также издал многие работы, которые впоследствии стали основой для современной социологии.

Благодаря упорному труду, во время которого он не забывал уделять время духовному саморазвитию и самоактуализации, к 1840-м годам Конт сумел восстановить свою репутацию. Его уважали как успешного ученого и философа, а издательства охотно публиковали его труды. Удивительно, что несмотря на свою востребованность, он так и не смог заработать сколь-нибудь приличное состояние.

Умер Конт в 59-летнем возрасте 5 сентября 1857 года. Причиной его смерти стал эмоциональный кризис из-за затяжного конфликта с женой и его самым близким учеником Эмилем Литтре. Незадолго до смерти он сильно заболел, однако потом пошёл на поправку и, казалось, выздоровел. Но после визита Литтре он был взбешён, а через несколько дней умер, предположительно, от инсульта. Многие современные исследователи, изучая его записи, высказывают предположение, что у ученого в последние пару лет жизни возобновились проблемы с психикой, которые и подорвали его здоровье.

Заключение

Огюст Конт известен, прежде всего, как создатель позитивизма и основоположник социологии – одной из важнейших наук современности. При этом многие его идеи подвергались критике его современниками и даже сегодня продолжают порождать споры и сомнения. В частности, сомнительными выглядят аналогии, которые Конт проводил между социальными процессами в обществе и физическими явлениями. Но несмотря на все эти тонкости, нельзя отрицать, что он был умным и одарённым человеком, оказавшим существенное влияние на современную науку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: