Эмиль Дюркгейм: ключевые идеи, социология, краткая биография

Эмиль Дюркгейм

Среди современных наук особое место занимает социология. Она изучает сложные, неоднозначные, не всегда объяснимые и часто непредсказуемые процессы. В XIX веке сфера её исследований полностью принадлежала философии, и мало кто верил в целесообразность создания новой науки. Эмиль Дюркгейм был одним из тех, кто смог убедить научное сообщество в том, что такая дисциплина должна существовать. Сегодня мы поговорим о том, кто это такой и какой вклад в науку он внёс.

Кто такой Эмиль Дюркгейм?

Давид Эмиль Дюркгейм – это французский философ и социолог, вошедший в историю науки как соавтор социологии и один из тех, кто смог добиться для неё статуса самостоятельной научной дисциплины. Он всячески популяризировал новую науку, в частности, способствовал созданию социологических кафедр в ведущих французских вузах. Среди своих современников он был известен также тем, что с 1896 по 1913 год издавал журнал «Социологический ежегодник».

Сегодня Дюркгейма называют классиком социологии, разработавшим концепции, которые в результате стали фундаментом для современной социологической науки. В своей научной деятельности он опирался на идеи Огюста Конта и придерживался контовского позитивизма, считая, что любые знания должны быть эмпирически доказаны или теоретически обоснованы. Кроме того, ученые сходились во взглядах на то, какое место должна занять социология в системе наук и почему она должна была стать самостоятельной научной дисциплиной уже давно.

Объектом социологии Дюркгейм называл социальную реальность, а её предметом – социальные факты, не зависящие от человека и определяющие при этом его общественное поведение. Одна из основных идей, которую он активно популяризировал, заключается в том, что социальная реальность не сводится к биологической сущности человека и не может быть объяснена только в рамках психологии.

Социология Дюркгейма

Учёный считал, что социология должна находиться на одной ступени с естественными науками. При этом он выделял в ней такие структурные элементы как:

  • социальная морфология – направление, изучающее структуру и строение общества;
  • социальная физиология – направление, изучающее функциональную динамику общественных процессов (иными словами, оно рассматривает общество, как живой организм);
  • общая социология – направление, исследующее социальные процессы с использованием знаний, полученных в рамках первых двух направлений.

Одним из основных предметов изучения современной социологии являются социальные институты. По классификации Дюркгейма это те самые социальные факты, которые он называл предметом данной науки.

Социально обусловленное поведение индивида, по мнению Дюркгейма, определяется двумя видами факторов:

  • морфологическими (влияние структурных социальных факторов, таких как плотность населения, доступность коммуникации и её варианты, сменяемость окружения и прочее);
  • психологическими (взгляды и ценности, усвоенные индивидом через культуру общества).

Дюркгейм предлагал изучать социальные факты так же, как любая естественная наука изучает свой предмет. Его социологический метод подразумевает следующий порядок действий:

  • косвенное наблюдение;
  • проведение аналогий;
  • нахождение закономерностей;
  • определение причинно-следственных связей между социальными фактами (то есть, определение другого социального факта, который послужил причиной изучаемого).

Дюркгейму принадлежит важное утверждение: общество не равно сумме образующих его индивидов. То есть, оно существует по собственным законам и действует совсем не так, как действовали бы люди по отдельности. В связи с этим учёный пришёл к выводу, что социальное начало в человеке сильнее, чем индивидуальное, и именно оно определяет его поведение.

Также ученый обратил внимание, что во времена социальных кризисов возникает такое явление как аномия – отказ от старых норм при отсутствии новых. В такие периоды резко возрастают масштабы девиантного поведения – люди начинают действовать, руководствуясь своими индивидуальными потребностями, а не социальными ценностями и установками. Он объяснил это тем, что у членов общества исчезает уверенность в будущем, и они не видят смысла соблюдать нормы.

Механическая и органическая солидарность

Учёный полагал, что основным фактором сплочения общества служит так называемая социальная солидарность. Она является основой организованности, порядка и гармонии в обществе. Если же по каким-то причинам социальная солидарность сильно ослабевает, это приводит к конфликтам, революциям и прочим катастрофическим последствиям.

Учёный выделил две формы социальной солидарности:

  • Механическая. Эта форма свойственна примитивным, а также, в некоторой мере, всем традиционным обществам, в которых не существует понятия личности или оно сильно обесценено. Это подразумевает, что индивид существует ради общества, а не наоборот.
  • Органическая. Данная форма свойственна индустриальным и постиндустриальным обществам, в которых ценятся права личности. Органическая солидарность подразумевает, что все люди понимают свою и чужую значимость для общества. При этом такое общество существует ради личности, обеспечивая всем людям равные возможности для самореализации.

Дюркгейм пришёл к выводу, что органическая солидарность слабее, поскольку разнообразие взглядов, ценностей и убеждений снижает сплочённость. Это провоцирует девиантное поведение и прочие нежелательные процессы. Однако учёный утверждает, что это полезное явление, способствующее общественному прогрессу.

Ключевым фактором формирования органической солидарности учёный считал разделение труда, возникающее из-за конкуренции за ресурсы. Стремясь улучшить своё материальное положение, индивид выбирает тот вид деятельности, в плодах которого заинтересованы другие члены общества. Благодаря этому люди распределяют между собой профессии и обязанности, сотрудничают и выстраивают социальные связи.

Ещё один вывод Дюркгейма заключается в том, что в обществе с разделением труда в любом случае возникает социальное неравенство. При этом возможны два варианта распределения труда и ресурсов:

  • Нормальное. Более одарённые и трудолюбивые индивиды выполняют ответственную работу и получают больше социальных благ. При этом в обществе присутствует равенство социальных возможностей.
  • Ненормальное. Социальные возможности граждан заведомо неравны. Количество получаемых благ никак не зависит от заслуг, таланта, опыта или трудолюбия. Распределением ресурсов занимаются те, у кого есть сила и влияние.

Для обозначения того, насколько общество объединено одинаковыми взглядами, целями и ценностями, Дюркгейм ввёл такое понятие как «нравственное здоровье общества». Когда общество «болеет», возникает аномия – состояние, при котором между разными социальными группами нет согласия и слаженности. При этом для поддержания порядка приходится применять репрессии.

Таким образом, высокий уровень социальной солидарности – это нормальное состояние здорового общества. Он обеспечивается за счёт грамотного распределения труда и планирования экономики. Аномия же сопровождается анархией, отсутствием социальной справедливости, социальным неравенством, классовыми конфликтами и прочими проблемами.

Книга «Самоубийство»

Самая известная работа Дюркгейма – монография «Самоубийство» (иногда переводят как «Суицид»), изданная в 1897 году. Центральный тезис книги заключается в том, что причиной всех самоубийств становятся социальные факторы, а не психологические. То есть, человек решается покончить с собой, когда отвергает жизнь с её ценностями и нормами, отказывается от социальных связей.

В книге учёный выделяет три типа суицидов:

  • Эгоистический. Это нежелание терпеть определённые социальные условия, сложившиеся в жизни человека (семейные проблемы, провал в карьере).
  • Альтруистический. К такой форме суицида прибегают индивиды, убеждённые в том, что приносят себя в жертву ради чьего-то блага или ради идеи.
  • Аномический. Это протест против социальных порядков (глобальных, а не связанных с личной жизнью человека).

Работая над книгой, учёный изучил огромный объём статистической информации, поэтому все его выводы тщательно обоснованы. В частности, он указывает, что летом происходит больше самоубийств, чем зимой, а в городах они случаются чаще, чем в сёлах. Многие авторы оспаривают его выводы, однако и сегодня эта книга служит методологической основой для подобных исследований.

Религия

По мнению Дюркгейма, религия – обязательный элемент любого общества, а также ключевой продукт развития этого общества. Он посвятил много времени изучению различных религий и доказал, что все они выполняют важную социальную функцию – обеспечивают солидарность в обществе, формируют общие ценности и идеалы. Поэтому учёный утверждал, что любому обществу для благополучного существования необходима религия. При этом сам он считал, что в идеале эта религия должна быть социальной, а не божественной.

Краткая биография

Родился будущий учёный в небольшом французском городке Эпиналь 15 апреля 1858 года. На его детство и юность пришёлся непростой период – Франко-прусская война, и это сильно повлияло на его мировоззрение в будущем. В 1879 году он пошёл учиться в высшую школу ENS de Paris, которая и сегодня считается одним из самых престижных вузов Франции. В 1882-м он завершил образование, получив учёную степень по философии, которая давала ему право вести преподавательскую деятельность.

Из-за своих взглядов Дюркгейм не смог найти работу в Париже, поэтому следующие четыре года работал преподавателем в провинции. В 1885 году он переехал в Германию, где продолжил собственное образование и познакомился с трудами Вильгельма Вундта и Огюста Конта. Так он увлёкся позитивным подходом и написал по этой теме довольно много статей в различные журналы, преимущественно французские.

Благодаря публикациям Дюркгейма заметили на родине, и в 1887 году ему предложили профессорскую должность в Университете Бордо. Там учёный написал самые значимые работы, а в 1896 году благодаря ему была создана первая социологическая кафедра во Франции. В 1902 году его назначили на профессорскую должность в Парижский университет, где он и проработал остаток жизни.

Умер Эмиль Дюркгейм 15 ноября 1917 года в пригороде Парижа в 59-летнем возрасте. Причиной смерти послужил инсульт, ставший итогом двухлетней болезни на нервной почве – учёного подкосила смерть сына, который погиб в 1915 году на фронте.

Наследие

Одним из важнейших элементов наследия Дюркгейма считается то, что он поспособствовал становлению и развитию социологии, а также сумел отстоять её право называться самостоятельной наукой. Кроме того, он написал большое количество книг и научных работ, которые сохраняют актуальность и сегодня.

Среди современников он был известен благодаря издаваемому им журналу «Социологический ежегодник», который способствовал популяризации молодой науки.

Значительный вклад в развитие социологии и других наук Дюркгейм внёс также как преподаватель. Многие его студенты стали выдающимися учёными XX века. В частности, его учениками и последователями являются Марсель Мосс, Мишель Фуко, Жан Пиаже, Толкотт Парсонс и Клод Леви-Стросс.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: