Что такое акмеология: понятие, предмет изучения, основные идеи

Босс

Акмеология – молодая дисциплина, которую многие авторы считают спорной. Тем не менее предмет её изучения очень интересен, а сама она может принести немалую пользу человеку, стремящемуся к самосовершенствованию. Сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, что изучает и какие направления включает, а также выясним, какой человек может считаться зрелым с акмеологической точки зрения.

Что такое акмеология?

Акмеология – это раздел психологии, изучающий механизмы и закономерности наивысшего развития личности. Обычно также уточняют, что в рамках данной дисциплины изучаются люди в возрасте от 30 до 50 лет, поскольку это период расцвета сил, на который приходятся наиболее значимые достижения в жизни большинства людей.

Термин «акмеология» образован из двух древнегреческих слов: akme (вершина, высшая точка) и logos (учение, наука).

Создателем акмеологии считается советский психолог Николай Рыбников (1880-1961), который предложил данный термин и сформулировал основные тезисы новой дисциплины в 1928 году. Сам он называл акмеологию «наукой о развитии зрелых людей». В 1968 году психолог Борис Ананьев, один из создателей факультета психологии СПбГУ, внёс её в систему наук о человеке.

Конечно, основной интерес для акмеологии представляет не сам факт достижения человеком пика его развития, а процессы, которые привели его к этому. Эта дисциплина стремится понять, при соблюдении каких условий человек способен наиболее полно реализовать свой потенциал и достичь наивысшей точки духовного, интеллектуального и физического развития.

Ключевым понятием акмеологии является «акме», у которого есть два значения:

  • Пик физического и интеллектуального здоровья. В узком смысле под «акме» подразумевается наилучшее естественное состояние организма и разума человека. Иными словами, это период жизни, когда индивид здоров и энергичен, а его организм имеет наибольший запас физических и когнитивных ресурсов, которые можно потратить на продуктивную деятельность.
  • Уровень развития личности. Это более широкое значение, которое подразумевает общий уровень развития человека: пик его физического здоровья, интеллектуального развития, степени взрослости и субъектной зрелости. Здесь подразумевается комплексное состояние индивида, показывающее, насколько он состоялся как человек, личность, гражданин и профессионал.

Основная цель акмеологии заключается в том, чтобы понять, какие условия способствуют достижению максимального интеллектуального, физического и духовного развития. Другая цель состоит в том, чтобы помогать людям найти своё предназначение. Это не просто красивые слова, а действительно важная задача, ведь только в таком случае человек способен максимально полно реализовать свой потенциал.

Что изучает акмеология?

Как мы уже выяснили, акмеология изучает не само достижение человеком пика своего развития, а факторы и закономерности, ведущие к этому пику. Если говорить более конкретно, основной интерес для неё представляют такие аспекты как:

  • субъективные и объективные факторы, содействующие достижению вершин (а также препятствующие этому);
  • закономерности успешного обучения и достижения максимально возможного уровня профессионализма в своей сфере деятельности;
  • успешные стратегии самообразования и самоорганизации;
  • закономерности реализации творческого потенциала;
  • закономерности самосовершенствования, успешного развития и подстраивания под меняющиеся условия, задачи, потребности, интересы и установки.

Последний пункт примечателен тем, что речь идёт не просто о стратегии успеха, а о способе находить эту стратегию в динамически меняющихся условиях. То есть, акмеология изучает, как человек осознаёт свои способности, потребности и возможности, и какие именно закономерности позволяют ему использовать это осознание для выработки оптимальной стратегии собственных действий.

Предмет акмеологии

В широком понимании предметом акмеологии являются закономерности и механизмы, способствующие достижению вершины духовного, личностного, интеллектуального, физического и профессионального развития человека. В более узком понимании это закономерности самосовершенствования, самореализации и самоорганизации личности (то есть речь не о всестороннем развитии, а об успешном саморазвитии и самоорганизации).

Описанный выше подход используется в работах психологов Анатолия Деркача и Владимира Зазыкина. Педагог и исследователь в области акмеологии Нина Кузьмина предложила другой подход, согласно которому предметом акмеологии следует считать закономерности в продуктивности и профессионализме отдельных специалистов и их сообществ, а также факторы, которые содействуют и препятствуют реализации творческих потенциалов людей.

Направления науки

На современном уровне развития акмеология уже представляет собой сложную научную дисциплину, внутри которой можно выделить несколько обособленных направлений. В частности, выделяют следующие направления акмеологии:

  • социальная;
  • медицинская;
  • педагогическая;
  • военная;
  • управленческая;
  • креативная;
  • синергетическая;
  • фундаментальная.

Социальная акмеология изучает становление личности в социуме, достижение ей успеха и признания. Медицинская, педагогическая и военная изучают профессиональное становление специалистов в соответствующей сфере деятельности.

Управленческая акмеология стала особенно популярной в последние годы в связи увеличением количества предприятий и ростом спроса на компетентных топ-менеджеров. Креативная акмеология изучает реализацию творческого потенциала личности, а также закономерности развития и активизации творческих способностей.

Синергетическая акмеология – это новое направление, которое сейчас находится в стадии активного развития. Это научная дисциплина на стыке акмеологии и социологии, в которой изучаются также творческие способности и профессиональные достижения личности.

Основным же и наиболее важным разделом является фундаментальная акмеология. Она рассматривает человека как сложную систему, для изучения которой необходимо применять не только психологические и социологические методы, но и математические, физиологические и философские.

Становление и развитие акмеологии

Это относительно молодая научная дисциплина, возникшая менее столетия назад. Её создал в 1928 году советский психолог и педагог Николай Рыбников. Он сформулировал основные тезисы и идеи, а также дал название новой науке. Значительно позже, в 1968 году, советский психолог Борис Ананьев внёс акмеологию в список наук, изучающих разные этапы развития человека.

Настоящий интерес к акмеологии возник только в 1990-х годах. Молодую науку начали развивать российские учёные Анатолий Деркач и Алексей Богдалёв. Благодаря им, в частности, открылось акмеологическое отделение Российской академии государственного управления при Президенте РФ. Также они поспособствовали открытию Академии акмеологии в Санкт-Петербурге.

Современная акмеология имеет много общего с такими дисциплинами как психология и педагогика, поскольку у них пересекаются цели и предметы изучения. Она направлена на исследование факторов, которые позволяют взрослым и самостоятельным людям становится успешными и добиваться значимых успехов во всех сферах жизни. Речь идёт именно о выдающихся достижениях, а не об относительной успешности на фоне большинства.

Актуальные исследования показывают, что предпосылки к высоким достижениям закладываются в раннем детстве. В этот период формируются базовые навыки и накапливается опыт, необходимый для понимания своей роли в мире и для успешного взаимодействия с окружающими. Кроме того, у ребёнка закладывается так называемая мотивационная готовность, которая во взрослом возрасте становится важной опорой, необходимой для достижения успеха в любой сфере.

Зрелая личность с точки зрения акмеологии

Объект изучения акмеологии – это зрелая личность, обладающая определёнными характеристиками и находящаяся под влиянием определённых внешних обстоятельств. С точки зрения психологии, зрелой можно назвать личность, обладающую такими признаками как:

  • наличие чувства ответственности;
  • потребность заботиться об окружающих;
  • потребность в психологической и эмоциональной близости;
  • стремление находить креативные решения сложных проблем;
  • стремление участвовать в социальной жизни;
  • стремление конструктивно применять свои навыки и способности;
  • стремление к самореализации.

Таким образом, зрелость личности подразумевает, что её актуальные потребности находятся на третьем, четвёртом и пятом уровнях пирамиды Маслоу. Также важным признаком личностной зрелости индивида является признание его значимости внутри социальной группы. Высокая оценка со стороны общества не только повышает его самооценку, но и формирует у него особое отношение к собственным успехам.

При этом, с точки зрения акмеологии, для каждого человека важно достичь в жизни периода «акме». Даже если речь не идёт о каком-то глобальном свершении, он должен ощущать, что добился успеха. Это позволит ему прожить данный период с наибольшей продуктивностью и эмоциональной отдачей. Если же достичь признания и ощущения успеха не удаётся, это грозит человеку психологическими проблемами.

Условия формирования зрелой личности

Достижение «акме» подразумевает, прежде всего, профессиональный успех и признание. Условия, которые для этого необходимы, сильно зависят от сферы деятельности. При этом акмеология называет ряд вполне конкретных принципов, соблюдение которых необходимо для достижения успеха в любой сфере:

  • наличие этической и профессиональной культуры;
  • способность правильно организовывать своё время;
  • активная жизненная позиция;
  • гармонизация личностных качеств и психологической среды;
  • понимание своих способностей и возможностей;
  • стремление к самосовершенствованию.

Здесь стоит отметить, что сам по себе факт личностной зрелости ещё не подразумевает достижения «акме». Он лишь говорит о готовности индивида к тому, чтобы достичь этой вершины.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: