Социальная психология — понятие, предмет изучения, методы

Занятие в школе

Что такое социальная психология?

Социальная психология – это научная дисциплина, которая изучает психологические аспекты поведения людей, обусловленные их принадлежностью к определённым социальным группам, и особенности межгруппового взаимодействия. Это наука, сформировавшаяся на стыке психологии и социологии, но испытавшая при этом влияние философии, этнологии и ряда других научных дисциплин.

Изначально вопросами социальной психологии занимались философы, пытавшиеся осмыслить природу межличностных отношений в рамках общества, понять, как наше поведение зависит от влияния социума. Было очевидно, что для изучения этих вопросов необходима новая дисциплина, которая объединила бы в себе наработки уже существовавших в то время психологии и социологии. Этой дисциплиной стала социальная психология, которая начала формироваться во второй половине XIX века и к началу XX века превратилась в самостоятельную науку.

Предмет изучения

У любой научной дисциплины есть предмет изучения – то, что она изучает как самостоятельная область знаний (по сути, то, ради чего она существует). Предметом социальной психологии являются всевозможные социально-психологические феномены – особенности поведения индивидов и групп, обусловленные общественными отношениями. В качестве конкретных примеров можно привести такие феномены как:

  • формирование различных черт характера и личности в разных общностях;
  • закономерности взаимодействия между индивидами, проявляющиеся при совместной деятельности;
  • психоэмоциональная связь, формирующаяся между людьми вследствие тех или иных форм взаимодействия;
  • закономерности возникновения, развития и существования общностей людей;
  • прочие процессы и явления, которые можно назвать социально-психологическими.

Важно понимать, что социальная психология фокусируется не на психических процессах индивида вообще, а на тех процессах, которые непосредственно связаны с различными формами социального взаимодействия.

Объект изучения

Объект изучения также присутствует у любой научной дисциплины. Так называют то, на примере чего можно исследовать предмет изучения (в частности, путём эмпирических наблюдений). В случае социальной психологии это такие объекты как:

  • индивид, участвующий в определённых отношениях;
  • малая группа (школьный класс, футбольная команда, компания друзей);
  • взаимодействие между двумя индивидами (отношения ребёнка и родителя, доктора и пациента, продавца и покупателя);
  • взаимодействие индивида с малой группой (лидер и команда, студент и группа, ребёнок и семья);
  • взаимодействие между малыми группами (командное соревнование, конфликт двух компаний);
  • социальная группа (нация, народ, социальный слой).

Сегодня большинство психологов сходится во мнении, что для решения актуальных психологических задач хороший специалист должен обладать знаниями из области социальной психологии. Ни одна личность не живёт изолированно от общества, а значит её психоэмоциональное состояние напрямую зависит от разных аспектов взаимодействия с окружающими людьми.

Цели и задачи социальной психологии

В качестве наиболее важных можно назвать такие задачи как:

  • изучение социально-психологических явлений, их содержания, форм и закономерностей, которым они подчиняются.
  • изучение того, какие знания из психологии, социологии, этнологии и других смежных наук можно использовать в рамках данной науки.
  • применение полученных знаний для прогнозирования важных процессов в экономике, политике и других сферах жизни общества.

В каждом обществе социальная психология решает те задачи, которые наиболее значимы именно для этого общества. К примеру, в одних странах  остро стоит вопрос гендерного равенства, а в других – отношений между расами или этническими группами. Каждое общество сталкивается со своими вызовами, которые могут быть связаны с культурой, образованием, условиями труда, отношением к семье и браку и прочими явлениями. И социальная психология старается справляться с этими вызовами, учитывая специфику каждого отдельно взятого общества.

Этапы развития социальной психологии

Исследователи, изучающие, как формировалась и развивалась данная научная дисциплина, выделяют три основных этапа:

  • Становление. Как было отмечено выше, социальная психология начала формироваться во второй половине XIX века и окончательно оформилась в самостоятельную научную дисциплину в 1908 году. В этот период были сформулированы основные задачи, стоящие перед будущей наукой. Такой науки ещё не было, но о необходимости её создания говорили специалисты из разных областей (философы, этнографы, социологи, психологи и другие). Уже тогда издавались работы, которые впоследствии были признаны фундаментальными трудами по социальной психологии.
  • Появление школ. Данный период продлился с момента возникновения новой науки в 1908 году до середины 1940-х. В это время появлялись научные школы, занимавшиеся как теоретическими, так и прикладными вопросами. Многие разработанные тогда теории сохраняют актуальность и сегодня. Одним из самых влиятельных исследователей данного периода считается немецко-американский психолог Курт Левин, который получил известность как автор теории групповой динамики (теория, описывающая социальные процессы в малой группе).
  • Решение практических задач. Начавшись в середине 1940-х, данный этап продолжается и в настоящее время. Переход к практическому применению произошёл, когда стало очевидно, насколько широкие возможности это даёт. В связи с этим социальная психология приобрела большую популярность, её стали вводить в программы вузов. Знания по данной дисциплине оказываются полезными не только для психологов, но и для воспитателей, преподавателей, бизнесменов, маркетологов и прочих специалистов.

Психологические школы

В первой половине XX века в рамках социальной психологии сформировалось несколько самостоятельных школ, которые продолжают существовать и сегодня. Рассмотрим наиболее влиятельные из них:

  • Функционализм. Это направление, рассматривающее психику как механизм адаптации к окружающей среде ради выживания. Для выживания индивида важно выживание его группы. Поэтому соответствующие аспекты поведения проявляются как на персональном, так и на групповом уровне, и это изучает социальная психология. Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Герберт Спенсер и другие представители данной школы исследовали аспекты человеческой психики, направленные на социальную адаптацию, а также на создание оптимальных условий для своего социума.
  • Бихевиоризм. Это направление в психологии, занимающееся изучением поведенческих закономерностей у людей и животных. В качестве известных сторонников данной школы можно назвать Ивана Павлова, Владимира Бехтерева, Джона Уотсона и Берреса Скиннера. В бихевиоризме поведение рассматривается как объективная реальность, которую можно наблюдать в процессе эксперимента. Основная идея данного учения заключается в том, что поведение каждого живого существа зависит от жизненного опыта.
  • Психоаналитическое направление. Данная школа напрямую связана с психоанализом Зигмунда Фрейда. Она изучает иррациональные психические процессы, действующие на бессознательном уровне и оказывающие решающее влияние на поведение индивида. Помимо Фрейда наибольший вклад в развитие данного направления внесли Карл Юнг и Альфред Адлер.
  • Гуманистическая психология. Известными сторонниками данного направления были Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт и Карл Роджерс. Данная школа основывается на представлении о человеке как о духовной личности, стремящейся к развитию, самоактуализации и самореализации. Сторонники гуманистической психологии уверены, что эти стремления заложены в человеческой природе и свойственны всем без исключения.
  • Когнитивизм. В рамках данного учения поведение людей рассматривается как совокупность процессов познания, связанных с постижением различных аспектов окружающей действительности. Известные сторонники – Жан Пиаже, Джером Брунер и Ричард Аткинсон. Основной интерес для когнитивизма представляет процесс принятия решений на основе приобретённых знаний.
  • Интеракционизм. Это направление рассматривает личность как продукт социального взаимодействия, считая, что человек не может полноценно сформироваться (пройти социализацию) вне общества. Стоит отметить, что все психологические школы рассматривают человека как личность, существующую в рамках общества. Но в интеракционизме межличностному и социальному взаимодействию придаётся особое значение.

Методы социальной психологии

Все методы, применяемые в социальной психологии можно разделить на методы исследования и методы воздействия. Поскольку мы рассматриваем именно исследовательскую составляющую, нас интересует только первая группа методов. Внутри неё присутствует разделение на две подгруппы:

  • Методы сбора данных. В социально-психологических исследованиях применяются такие методы как наблюдение, изучение документов, опросы, тестирование и эксперимент.
  • Методы обработки данных. Для систематизации и обработки собранных данных применяются обычные методы обработки информации, не являющиеся специфичными для социальной психологии.

Рассмотрим подробнее методы сбора данных, применяющиеся в социально-психологических исследованиях:

  • Наблюдение. Классический и самый очевидный метод. Основная его проблема заключается в том, что психика является динамической системой, и нельзя зафиксировать часть характеристик, чтобы наблюдать за другими без «помех».
  • Изучение документов. Данный метод позволяет изучать документальные результаты деятельности человека. Главной проблемой этого метода является субъективное восприятие исследователя. Чтобы минимизировать влияние данного фактора, применяется такой приём как контент-анализ. Его суть заключается в том, чтобы выделять в документе особые единицы и затем анализировать и подсчитывать их. Этот подход хорошо себя показывает при анализе больших объёмов информации.
  • Опрос. Несмотря на критику, данный метод является одним из самых распространённых. Претензии к нему связаны преимущественно с тем, что сложно доверять столь субъективному источнику информации. Основная методологическая сложность состоит в составлении правильных вопросов, позволяющих повысить объективность результатов.
  • Тестирование. Тест представляет собой небольшое испытание, в рамках которого испытуемые должны отвечать на вопросы (а не просто выражать своё мнение, как в опросе).В социально-психологических исследованиях используются как личностные, так и групповые тесты.
  • Эксперимент. Это важный метод, заключающийся в том, чтобы создавать определённые условия и наблюдать, как в них проявляются те или иные свойства исследуемого объекта. Главная особенность этого метода научного познания заключается в том, что исследователь позволяет себе воздействовать на объект. Эксперимент может быть естественным (подходящие условия подбираются в природной среде) или лабораторным (нужные условия создаются искусственно).
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: