Утилитаризм: понятие, основные принципы, пример, критика

Бентам и Милль

Что такое утилитаризм?

Утилитаризм — это этическая теория, согласно которой моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Термин происходит от латинского utilitas, что переводится как: польза, выгода, благо.

Если говорить простым языком, то утилитаризм делит все действия на правильные и неправильные. К правильным действиям утилитаризм относит все, где потенциальная польза для людей превышает возможный вред, а к неправильным — поступки, где потенциально возможный вред превышает предполагаемую пользу. При этом значение имеет и число людей, которые получают благо от совершенного действия (чем больше людей получат пользу — тем правильнее действие). Следовательно, сторонники утилитаризма рассматривают любой человеческий поступок через призму получения от него какой-либо выгоды (материальной или нематериальной).

Идеи утилитаризма получили развитие в работах английского философа Иеремии Бентама (1748–1832) и британского ученого Джона Стюарта Милля (1806–1873).

Бентам и Милль
Иеремия Бентам и Дж. Милль

Бентам ассоциировал все приносящее пользу как положительное и хорошее, видя в этом источник счастья и удовольствий для человека. Он делал вывод о том, что подобное (приносящее радость) действие является полезным для общества, а значит соответствующим и моральным принципам. Милль полагал, что каждый индивид должен действовать таким образом, чтобы приносить счастье как можно большему числу окружающих его людей, дабы сделать более счастливым социум в целом.

Основные принципы утилитаризма

Суть утилитаризма проявляется в нескольких ключевых принципах:

  • Любое действие, ведущее к получению удовольствия, признается правильным и верным, а вот действия, провоцирующие несчастья считаются неправильными. Удовольствие (отождествляемое сторонниками направления со счастьем) считается единственной категорией, имеющей внутреннюю ценность. Т.е. речь идет о том, что удовольствие не относится к категории прикладных ценностей, поскольку оно хорошо само по себе. А прикладные ценности, при этом, представляют собой всего лишь средства для достижения определенной цели.
  • Моральное качество любого поведения или поступка определяется масштабом его последствий. Это значит, что если действие полезно большинству людей, его моральность либо аморальность является второстепенной для сторонников утилитаризма. Согласно данному принципу, утилитаризм относится к консеквенциальной группе этических теорий, в рамках которых оценивается не сам поступок или действие, а их результаты.
  • Счастье любого члена социума имеет для последователей утилитаризма равное значение. Сейчас этот принцип кажется нам очевидным, на двести с лишним лет назад подобные суждения считались не просто прогрессивными, но и радикальными. Реализовывать данный принцип на практике, по мнению Бентама, должно правительство, на которое возлагается функция по разработке такой политической системы, где не только элита общества, но и все его представители могли бы быть одинаково счастливы.

Пример практической реализации утилитаризма

На практике утилитаризм призван помочь как можно большему числу людей. Чтобы лучше понять его суть, рассмотрим практическую реализацию утилитаризма на примере.

Вспомним известнейшую этическую дилемму про вагонетку (в которой, по сути, нет правильного ответа). Представим, что по рельсам несется вагонетка в прямом направлении, где находятся 5 человек (как на рисунке).

Дилемма вагонетки

Если ничего не трогать, то все 5 человек погибнут но вы не будете в этом виноваты. Можно также дернуть рычаг — тогда вагонетка поедет по верхним рельсам, погибнет 1 человек, но его смерть произойдет уже по вашей вине. Как поступить? Дилемма считается неразрешимой, многие отказываются вмешиваться в естественный ход событий и брать на себя ответственность за смерть другого человека, даже несмотря на то, что это могло бы спасти 5 жизней. Однако, с точки зрения утилитаризма правильный вариант однозначен — переключить рычаг, чтобы погиб только 1 человек, а не 5. Это простой пример практической реализации утилитаризма, однако он хорошо показывает, как эта концепция работала бы в реальной жизни.

Разновидности утилитаризма

Внутри направления выделяют два основных типа – утилитаризм действия и утилитаризм правила. Рассмотрим их чуть подробнее.

1. Утилитаризм действия

В утилитаризме действия важность приобретают лишь результаты и последствия, а само действие относят к положительным если его результаты приносят благо максимальному количеству людей. Рассматривать следует каждое конкретное действие, польза которого должна измеряться каждый раз по итогам его совершения. А нравственность поступков прямо зависит от того, принесли ли эти поступки пользу наибольшему числу людей.

Утилитаризм действия неоднократно критиковался, поскольку прогнозировать заранее последствия своих или чужих действий в большинстве случаев невозможно. Кроме того, слепое следование подобным принципам приведет к оправданию даже откровенно безнравственных поступков, что само по себе неправильно с этической и моральной точек зрения.

2. Утилитаризм правил

Утилитаризм правил склонен оценивать любое действие в динамике, по мере его повторения в течение определенного промежутка времени, рассматривая его как правило. Последователи этого типа утилитаризма считают нравственными все действия, приводящие в итоге к максимальному благу для наибольшего числа людей. Моральность действия оценивается на основании моральности его правила. Исходя из данного постулата, следование моральному правилу приводит к совершению морального действия, которое обязательно приведет к положительному результату. Естественно, даже строгое следование правилу может в итоге и не привести к достижению блага, но и не следование правилу никогда не даст ничего хорошего.

Как и предыдущий, указанный тип утилитаризма также активно критиковался. К примеру, в его рамках могут вполне свободно формироваться и справедливые, и в корне несправедливые правила, следование которым теоретически может привести к благу определенное число людей, но при этом принесет несчастья как отдельным членам социума, так и целым группам лиц.

Особенности взгляда И. Бентама на утилитаризм

Одним из основоположников утилитаризма И. Бентам уровнял благо и счастье с наслаждениями и удовольствиями. Основное предназначение морали рассматривалось им как способствование естественному стремлению человека получить наслаждение и избежать печали и страданий.

Поиск и получение наивысшего удовольствия для наибольшего числа людей по Бентаму является основополагающим смыслом всех этических принципов и норм. Благо и счастье каждого отдельного индивида Бентам считал равнозначным благу и счастью любого другого человека.

Особенности взгляда Дж. Милля на утилитаризм

Дж. Милль пытался сгладить достаточно эгоистичную по своей сути этику утилитаризма, что привело его к эклектическому сочетанию в своей теории целого ряда различных принципов. К примеру, принцип личного счастья он дополняет обязательным требованием по согласованию разнообразных интересов отдельных людей, а сами удовольствия разделяет на «низшие» (чувственные) и «высшие» (интеллектуальные), которым и надлежит отдавать предпочтение.

Критика направления

К наиболее заметному минусу описываемого направления относят его стремление к созданию слишком упрощенной, черно-белой конструкции морали. Никаких других цветов в утилитарной этике попросту нет, здесь все или верно, или неверно. К тому же, утилитаризм не способен точно определить последствия того или иного действия, а значит и однозначно оценить их результаты как негативные либо положительные.

Также данное направление плохо учитывает основополагающие ценности вроде справедливости и прав личности. К примеру, можно представить бизнесмена, имеющего очень большой капитал миллиарды рублей. При этом, деньги служат на благо только ему одному. Если представить, что у этого человека заберут все деньги и поровну раздадут нуждающимся, то это будет благом уже не для одного человека, а для целой тысячи (условно). С точки зрения утилитаризма изъятие денег у этого богача — положительный поступок. Однако, это кардинально нарушает неотъемлемое право человека на частную собственность.

Критикуя утилитаризм И. Кант указывает, что в данном направлении человек становится лишь средством для достижения удовольствия, однако личность не может быть средством, она способна быть исключительно целью. Согласно данной концепции, человек выступает объектом, способным принести пользу другим, а окружающих его людей он воспринимает в качестве объектов, способных принести благо ему. В итоге получается, что согласно утилитаризму — люди просто используют друг друга, извлекая выгоду для себя.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: