Асоциальность: что это, примеры проявления, причины, виды

Девочка с книгой

Поведение человека зависит от установленных в обществе моральных и нравственных норм. Если по определенным причинам личность их не соблюдает, считается, что у нее асоциальное поведение. Оно характерно для людей любого возраста, с образованием и без, различного материального достатка.

Что такое асоциальность?

Асоциальность – качество личности, подразумевающее поведение, которое не соответствует правилам общественного поведения, моральным установкам. Асоциальных людей нельзя назвать нарушителями закона. Для них обычно характерны равнодушие, изолированность от общественности, собственная система ценностей и приоритетов, идущая в разрез с установленными правилами. Асоциальный человек не хочет вступать во взаимодействие с другими людьми. Он редко устанавливает социальные контакты.

С учетом слабой чувствительности у подобной личности обычно возникает агрессия в случае попытки навязать ей социальные нормы. Асоциальный человек считает, что допустимо агрессивно реагировать на различные раздражители. Для достижения намеченных целей он готов прибегнуть к манипуляциям, соврать, сыграть любые роли. Асоциальное поведение человека подразумевает адаптацию лишь в определенных случаях, когда это ему выгодно.

Асоциальность нельзя однозначно назвать негативным понятием. Например, интроверты можно причислить к асоциальным, так как они избегают участия в общественной жизни, предпочитают одиночество. Но такие личности, как правило, не представляют общественной опасности, а лишь абстрагируются от общественной жизни.

Примеры проявления асоциальности

Социальный и асоциальный человек по-разному относятся к отношениям в обществе, моральным установкам, выполнению социальных норм. Асоциальность может возникнуть уже в младшем школьном возрасте. Обычно она заметна уже в подростковый период.

Примеры проявления асоциальности в детстве:

  • ребенок начинает обманывать родителей, сверстников;
  • у него исчезает интерес к школе;
  • у ребенка нет друзей, потребности в контакте с ровесниками;
  • он может вести себя агрессивно, попасть в плохую компанию, начать нарушать законы;
  • ребенок убегает из дома, исчезает на несколько дней;
  • после возвращения домой он сообщает, что больше так не сделает, но слово свое не держит;
  • ребенок ведет себя агрессивно в отношении слабых людей, животных.

Примеры проявления асоциальности у взрослых:

Асоциальное поведение взрослых имеет свои особенности, в частности, такой человек:

  • недобросовестно относится к своей работе;
  • не умеет спланировать собственное будущее, постоянно меняет партнеров, адреса проживания, работу;
  • не умеет показать свои чувства;
  • хочет удовлетворить лишь свои потребности без учета нужд остальных людей;
  • не хочет выполнять материальные обязательства;
  • любит вести себя агрессивно, готов совершить преступление;
  • проявляет в основном агрессивность в отношении жены (мужа), маленьких детей, пожилых родителей.

Общие признаки асоциальности:

  • отсутствие друзей;
  • резкие смены настроения;
  • заниженная, завышенная самооценка;
  • не умение сконцентрировать внимание;
  • заниженный, чрезмерный аппетит;
  • проблемы со сном, бессонница.

Асоциальные личности, как правило, импульсивны, умеют хорошо лгать. Но в некоторых случаях их интеллигентная маска помогает им остаться не замеченными в обществе.

Виды асоциального поведения

Современные психологи выделяют 4 разновидности асоциального поведения.

  • Противоправное. Подразумевает выполнение человеком хулиганских действий, унижение достоинства других людей, мелкие кражи, угон автомобиля, нападения без попытки совершить грабеж, совершить убийство;
  • Аддиктивное. Асоциальная личность не желает воспринимать реальный мир, хочет найти для себя определенную зависимость: химическую, пищевую, культовую;
  • Аморальное. Оно подразумевает не выполнение нравственных и моральных норм. Подобное поведение не вызывает прямой опасности для общества, но оно всегда осуждается им, порицается. К нему можно отнести отсутствие желания работать, бродяжничество, попрошайничество.
  • Преступное. Асоциальная личность осуществляет поступки, за которые установлена уголовная ответственность: кражи со взломом, мошенничество, грабежи, и т.д.

Причины асоциальности

В психологии существует несколько факторов, которые можно признать источниками асоциального поведения. Они делятся на 3 категории:

1. Социальные факторы — насилие в физической, вербальной форме. Ребенок, подросток могут стать жертвами насилия в домашних условиях, либо пострадать от своих ровесников. В некоторых случаях причинами асоциального поведения можно назвать нездоровую семейную обстановку, существование строгих ограничений, установленных родителями.

В указанных случаях возникает следующая модель асоциальности: девиантное поведение выступает в качестве определенной защиты от внешней агрессии, является единственным источником для противопоставления правилам и стереотипам, которые нужно соблюдать. Кроме того. отклонения в поведении могут возникнуть у личности, которая является членом культа, утратила свои материальные блага, завидует чужому благополучию.

2. Педагогические факторы, а именно — неправильное воспитание, которое существенно увеличивает шанс развития девиаций. Стремление к асоциальному поведению показывают личности, которые выросли в авторитарных семьях, предпочитающих сурово наказывать ребенка, подавлять его индивидуальность в детстве. Есть другая крайность, которая может стать причиной проблемы – сильное потакание капризам ребенка, оказание помощи в формировании у него эгоизма, желания добиться своего любой ценой.

Наибольший риск испытывают дети, о которых совсем не заботились родители, или пострадавшие от гиперопеки. Дети первой категории пытаются привлечь к себе внимание, зачастую не соблюдая при этом общественные запреты. Дети второй категории чувствуют себя неполноценными, неспособными самостоятельно решать свои вопросы. Для своего самоутверждения они могут осуществлять противоправные поступки.

3. Медицинские причины, например, поражения головного мозга, серьезные психические заболевания. Люди, которым поставили указанные диагнозы, не всегда понимают, какие поступки они совершают и, порой, не могут осознать, что их поведение не соответствует установленным в обществе нормам. В качестве стимула асоциальности можно назвать физические недостатки. Человек, для которого характерны некоторые телесные дефекты, может испытывать нормальное психическое состояние, но боится, что его могут отвергнуть, посмеяться над ним. В итоге он может начать вести себя агрессивно в отношении других людей, не вступать с ними в контакты.

Профилактика асоциальности

Заниматься лечением отклонений в поведении нужно в том случае, когда они начинают проявляться под влиянием физических, психических болезней. В остальных случаях главным методом для коррекции антисоциального поведения будет профилактика. Осуществлять ее рекомендуется с самого детства. Базисом для профилактических мероприятий становится правильное воспитание, достойный пример, который показывают родители ребенка, полноценная забота о его здоровье, позволяющая ему показать свою индивидуальность.

Психологи подготовили конкретные рекомендации, позволяющие предупредить девиантное детское поведение, помогающие сформировать адекватное отношение к себе и окружающим. Самыми результативными из них можно назвать:

  • Личный пример. Родители, которые хотят вырастить достойного члена общества, должны обеспечить в своем доме атмосферу доброжелательности, демонстрировать уважение друг к другу, заботу. Это позволит ребенку сформировать нормальную самооценку, правильную в дальнейшем поведенческую модель, воспринимать окружающих людей, наладить гармоничные отношения в семье.
  • Совместное времяпрепровождение. Для детей самое важное время, которое они проводят с родителями. Различные запоминающиеся события, такие, как семейные праздники, совместный отдых на природе, позволят ребенку сформировать такие качества, как уравновешенность, доброжелательность, общительность.
  • Доверительное общение. Младший член семьи должен быть уверенным в том, что родители не будут его осуждать, помогут ему в любой момент. Страх наказания приводит к тому, что ребенок становится замкнутым, изворотливым, постоянно обманывает. Для сохранения доверия ребенка надо решать существующие проблемы в спокойной обстановке.
  • Уместная похвала. Такой вид поощрения лучше использовать в тех случаях, когда есть для этого весомые причины. Похвала просто так лишь стимулирует возникновение эгоизма и самовлюбленности. Эти черты характера вызовут в будущем только адаптационные трудности, проблемы с соблюдением дисциплины в образовательных учреждениях.
  • Исправление. Определив у ребенка отрицательные черты характера, его родители должны сразу перейти к конкретным действиям. Необходимо обязательно проанализировать сложившуюся ситуацию, не повышать на ребенка голос, рассказать, почему нельзя себя так вести, что может при этом случиться.

Самых стабильных результатов можно добиться благодаря профилактике. В ней должны принимать участие семьи, детские образовательные учреждения. Для предотвращения нарушений поведения, исправления существующих девиаций педагоги осуществляют программу, которая поощряет и призывает к здоровому образу жизни, позволяет воспитать духовные ценности, правильно выбрать будущую профессию. Проделанная работа часто позволяет получить положительные результаты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: