Интенция — что это такое, примеры, отличия от «желания»

Покупки в супермаркете

Что такое интенция?

Интенция – это направленность сознания или мышления человека на определённый объект. То есть, это понятие подразумевает, что мыслительные процессы направлены на достижение определённой цели, и у человека присутствует намерение получить конкретный результат. Интенция может проявляться в стремлениях, намерениях, желаниях, «душевных порывах», замыслах и иных формах. При этом объект, на который она направлена, может быть как реальным, так и вымышленным.

Термин «интенция» образован от латинского слова intentio – намерение, стремление. Первыми его начали использовать средневековые схоласты. В современную философию его ввёл австрийский философ Франц Бертрано в 19 веке. А в психологию данное понятие ввели представители Вюрцбургской школы в начале 20 века.

Интенция может быть как осознанной, так и неосознанной. То есть, человек может последовательно продвигаться к достижению определённой цели, не задумываясь о рациональности и целесообразности предпринимаемых им действий.

Примеры интенции

Принято выделять 2 основные формы, в которых реализуется интенция, и на их основе рассмотрим простым примеры:

  • Интенция как направленность на объект. В её основе лежат чувства, связанные с этим объектом (желание обладать чем-либо или кем-либо, желание побывать в определённой стране или увидеть редкое животное). Максимально простой пример — намерение купить квартиру, которое проявляется в чёткой направленности на реализацию данного замысла и стремление прилагать к этому все усилия.
  • Интенция как направленность на цель. Здесь подразумевается стремление совершить некоторое действие (желание прыгнуть с парашютом), создать нечто важное и полезное, добиться чего-либо. Простой пример — намерение стать олимпийским чемпионом в каком-либо виде спорта, что проявляется в постоянных тренировках, правильном питании.

На самом деле, чёткого разделения между этими 2-мя формами не существует. К примеру, стремление построить дом можно рассматривать как интенцию, направленную на достижение цели (строительство дома, обретение жилья) или на объект (дом). В качестве нематериального примера можно привести знаменитую теорему Ферма, не дававшую покоя математикам на протяжении более 3 столетий. Её доказательство можно рассматривать и как объект, и как цель интенции.

У поисковых систем есть такое понятие как «интент пользователя». По сути, это интенция человека, который вводит поисковый запрос. Возможно, он хочет посмотреть видео или почитать статью, а может, планирует совершить покупку. И качество работы поисковых систем зависит от их способности правильно определять интент пользователя.

Отличие интенции от желания

Чтобы правильно понимать, что такое интенция, важно научиться отличать её от желания. Желание – это влечение человека к чему-либо, основанное на простых инстинктах, стремлении к удовольствию или удовлетворению. Интенция – это стремление, имеющее под собой некий замысел, намерение, стратегию действий. К примеру, если человек хочет иметь собственное жильё – это желание. Но когда вокруг этого желания выстраивается план (накопить нужную сумму, купить участок и построить дом с определёнными характеристиками), оно превращается в интенцию.

Таким образом у интенции есть два основных отличия от желания:

  • Она представляет собой некий план действий (не просто желание получить что-то, а намерение получить это определённым способом).
  • Она более конкретна (не просто удовлетворение потребности, а удовлетворение её в определённой форме).

К примеру, «Хочу машину» – это простое желание. А вот «Куплю подержанный автомобиль, научусь ездить, потом куплю конкретную модель» – это уже интенция. Человек понимает, к чему стремится, планирует свои действия и конкретизирует конечную цель. Аналогично фраза «Хочу жильё» – это желание, а рассуждение «Накоплю денег, куплю участок в деревне и построю дом с бассейном и библиотекой» – это уже конкретная и целенаправленная интенция.

Интенция с точки зрения психологии

Психологи определяют интенцию как направленность сознания на некий предмет (реально существующий или вымышленный) или как намерение, стоящее за реальными действиями. С точки зрения психологии, интенция есть у каждого поступка, решения или высказывания. К примеру, когда человек шутит, его цель может заключаться в том, чтобы разрядить обстановку, донести мнение, произвести впечатление, сблизиться или, наоборот, обозначить границы и увеличить дистанцию.

Интересный психологический феномен заключается в том, что человек далеко не всегда сам осознаёт и правильно понимает интенцию своих действий или высказываний.

Понятие интенции было введено в психологию в начале 20 века представителями Вюрцбургской школы. Они рассматривали её как сверхчувственное содержание мышления, обусловленное как осознанными, так и неосознанными установками. Эти установки полностью определяют поведение личности. При этом человек, не осознавая реальных причин, обычно находит другие объяснения своим действиям и решениям.

Парадоксальная интенция

В современной психотерапии существует такой подход как парадоксальная интенция. Он используется для борьбы со страхами и тревогами, связанными с неудачным опытом. Идеи, положенные в его основу, предложил австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937), а дальнейшим развитием метод парадоксальной психотерапии обязан его соотечественнику Виктору Франклу (1905-1997).

Суть метода заключается в том, чтобы выступать навстречу своим страхам и переживаниям, формулируя парадоксальные цели. К примеру, человек, который боится выступать перед большой аудиторией, обычно начинает потеть, у него дрожит голос и кружится голова. Чтобы справиться с этим, он должен представить, что именно в этом и заключается его цель – вспотеть, ощутить головокружение и заговорить сильно дрожащим голосом (юмористические идеи приветствуются).

Далее можно попробовать сделать это в обычной обстановке, в которой нет причин волноваться. И если заставить голос дрожать ещё как-то можно, то вспотеть или ощутить головокружение просто так не получается. Для этого нужно выйти на сцену и выступить перед большим количеством людей. Собственно, в этом и заключается суть метода. Теперь человеку нужно выйти на сцену, чтобы добиться конкретной цели. Но во время выступления выясняется, что переживания стали гораздо слабее, и никакой потливости, дрожи и головокружения больше нет.

Коммуникативная интенция

Коммуникативная интенция – это результат, на который рассчитывает человек, произнося определённую фразу. Одна и та же коммуникативная интенция может быть выражена разными словами. К примеру, фразы «Хочу тебя увидеть» и «Давай встретимся» выражают одну и ту же интенцию (хоть и с разной степенью однозначности). Умение понимать собственную интенцию и формулировать фразы, учитывая её, позволяет человеку гораздо лучше доносить свои мысли до окружающих.

Иногда высказывания содержат скрытую интенцию, которую человек не готов сформулировать прямо. К примеру, находясь в помещении с другими людьми, он может предложить открыть окно, чтобы впустить немного свежего воздуха. Однако не все и не всегда решаются на прямую просьбу. Поэтому иногда люди просто говорят что-то вроде «Как же здесь душно!», надеясь, что другие согласятся с этим и сами предложат открыть окно.

Таким образом, коммуникативная интенция – это некое воздействие, которое пытается осуществить говорящий человек на собеседника. Результат общения во многом зависит от того, насколько подходящие он подобрал слова, а также от того, насколько правильно была понята его интенция. Поэтому при формулировании своих высказываний желательно не только осознавать собственную интенцию, но и хорошо понимать особенности восприятия собеседника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: