Совесть: что это такое, примеры проявления, отличия от стыда

Труд

Что такое совесть?

Совесть – это чувство моральной ответственности за собственное поведение перед самим собой и перед другими людьми. С точки зрения психологии, совесть – это когнитивный процесс, заставляющий человека давать оценку своим поступкам и испытывать чувство вины, если эти поступки противоречат его нравственным ценностям. Она выполняет функцию «навигатора», помогающего человеку делать правильный выбор в любых ситуациях.

Слово «совесть» пришло в русский язык из старославянского (исходное написание – «съвѣсть»). Оно образовано из двух частей: приставки «со», означающей нечто совместное, и слова «весть» («знание» или «осознание»). То есть, речь идёт об осознанном соучастии или об осознании важности своих действий для общества. Современные филологи считают это слово калькой греческого слова συνείδησις (калька – это заимствование не самого слова, а способа его образования).

Примеры проявления совести

Совесть представляет собой сложное психологическое явление, принимающее много разных форм. Чаще всего она проявляется как:

  • корректирующий фактор, заставляющий менять своё поведение в соответствии с представлениями о морали и нравственности;
  • побуждающий фактор, заставляющий человека целенаправленно предпринимать действия, соответствующие его идеалам;
  • запрещающий фактор, не позволяющий совершать плохие поступки, за которые будет стыдно перед окружающими или самим собой;
  • оценочный фактор, заставляющий нас оценивать каждый совершённый поступок и оказывающий соответствующее влияние на психоэмоциональное состояние.

Совесть не позволяет человеку игнорировать наличие выбора. Если присутствует возможность сделать (или не сделать) нечто, что повлияет на благополучие других людей, совесть привлекает наше внимание к этому выбору, не позволяя пройти мимо. Кроме того, совесть постоянно оценивает этичность наших мыслей, заставляя нас чувствовать вину даже в случае, если никаких дурных поступков за этими мыслями не последовало.

Совесть в понимании Фрейда

Зигмунд Фрейд посвятил изучению совести значительную часть своей научной деятельности. В частности, он пишет о ней в работах «Я и Оно» и «Недовольство культурой». Он обнаружил, что совесть начинает формироваться ещё в детстве, при этом на неё влияют как врождённые факторы, так и жизненный опыт. В своих работах Фрейд определяет совесть как внутреннее восприятие неприемлемости определённых желаний.

С точки зрения Фрейда, формирование совести связано с психосексуальным развитием. Маленький ребёнок ничего не знает о морали, нравственности, справедливости, эстетике и других категориях, определяющих совесть. Его можно назвать аморальным, поскольку он ещё не умеет ограничивать себя в своих желаниях и не понимает, почему какие-то поступки могут быть плохими. Поэтому роль совести для ребёнка играют родители – они наказывают и поощряют его, давая понять, какое поведение для него является желательным.

В дальнейшем влияние родителей и наставников ослабевает, и функции сдерживания начинает выполнять частично сформировавшаяся совесть. Фрейд предложил рассматривать некую сущность (он назвал её «Сверх-Я»), которая предписывает человеку определённые внутренние запреты и требования, играет роль морального и нравственного ограничителя. При этом фундаментом для вновь образовавшейся совести он считал авторитет родителей.

В понимании Фрейда, совесть – это внутренний цензор, предъявляющий к человеку жёсткие требования. Этот «цензор» не способен полностью предотвратить нежелательные действия, но впоследствии подвергает человека мучительной руминации, карая его за плохие поступки. В дальнейшем человек предпочтёт прислушиваться к своей совести, заведомо зная, какие последствия ожидают его в ином случае.

Таким образом, Фрейд приписывает совести двойственную природу. С одной стороны, она представляет собой добродетель, обеспечивающую человеку моральный, нравственный и этический самоконтроль. С другой стороны, это суровый внутренний судья, который может подвергнуть человека излишне жестокому моральному наказанию и даже спровоцировать расстройство психики.

Совесть в представлении философов

В европейской философии нового времени совесть рассматривается как познавательно-моральная способность, позволяющая человеку формировать оценочные суждения, чувствовать ответственность и намеренно принимать сторону добра. Также её рассматривают как некий «внутренний голос», объясняющий человеку, как его поступки выглядят со стороны и как они отражаются на других людях.

Иммануил Кант называл совесть «практическим разумом» или «моральным сознанием». Стоит отметить, что в большинстве европейских языков слово «совесть» созвучно со словами «знание», «осознание» (как мы выяснили выше, в старославянском языке это слово образовалось таким же образом). Поэтому в кантианстве большое значение придаётся познавательным, оценочным и императивным функциям совести.

Поскольку в философии рассматриваются различные трактовки природы совести, её роль в жизни человека также определяется по-разному. Она может рассматриваться и как позитивный фактор, и как негативный. В первом случае совесть считается зовущей, мотивирующей, побуждающей к совершению правильных поступков. Во втором – критичной, судящей, укоряющей, устрашающе-предостерегающей. Также в данное понятие часто вкладывается религиозный подтекст, и совесть рассматривается как голос Бога, наставляющий и направляющий нас.

Отличия совести от стыда

Стыд – это сильно выраженная отрицательная эмоция, возникающая при наличии внешнего наблюдателя. То есть, человек испытывает стыд в тех ситуациях, когда ему кажется, что кто-то неодобрительно воспринимает совершённый им поступок. Ключевая особенность стыда заключается в том, что стыдно может быть перед кем-то. Большинство людей не беспокоится о том, что выглядит смешно, глупо или неуклюже, если этого никто не видит. Основная причина стыда – страх разочаровать другого человека, в результате чего его отношение может измениться в худшую сторону.

В отличие от стыда, совесть – это строго внутреннее качество, моральный компас, подсказывающий нам, какой выбор сделать в той или иной ситуации. Она позволяет нам самостоятельно оценивать свои поступки до, во время и после их совершения. Если обязательное условие для стыда – наличие внешнего наблюдателя, то совести таковой не нужен. Даже точно зная, что о плохом поступке никто не узнает, человек всё равно будет терзаться муками совести.

Стыд – явление относительное, зависящее от культуры. Если в определённом обществе какое-то поведение считается нормой, то и стыда оно не вызывает. В другом обществе такое поведение может считаться предосудительным, и человек, уличённый в чём-то подобном будет сгорать от стыда. Совесть всегда работает одинаково. Конечно, она зависит от моральных и этических представлений, принятых в определённом обществе. Но представления о добре и зле во всех культурах примерно одинаковы.

В некоторых случаях стыд и совесть буквально противоречат друг к другу. К примеру, школьнику может быть стыдно за то, что он «недостаточно крутой» для своего класса, если все его одноклассники курят на переменах. И чувство стыда может подталкивать его к тому, чтобы тоже закурить. Но при этом он осознаёт, что это плохо. А значит, чувство совести, наоборот, будет удерживать его от этого поступка.

Откуда берётся совесть?

На протяжении большей части человеческой истории люди приписывали совести божественную природу. То есть, они считали, Бог наделил нас ей, чтобы ограничить возможность вредить окружающим. Но по мере развития философии, биологии и психологии, появились и более научные объяснения. В частности, Дарвин в своих работах об эволюции писал, что у нас есть внутреннее стремление заботиться о других особях своей популяции. И совесть является регулирующим механизмом, который активизируется, если мы начинаем действовать эгоистично.

Если вынести за скобки религиозные и мистические предположения, существует две основных теории возникновения совести:

  • эволюционная (совесть – возникший в результате естественного отбора механизм регуляции отношений в обществе);
  • интуитивная (совесть – эстетическое переживание, стремление к моральному и нравственному совершенству).

Стоит отметить, что вторая теория не отрицает влияния эволюционных процессов. Просто она исходит из того, что совесть – это внутреннее стремление человека к самосовершенствованию, желание быть идеальным, гордиться собой и своим моральным обликом.

Если же говорить о том, откуда берётся совесть у конкретного человека, то здесь также рассматривается два варианта:

  • она является врождённой особенностью;
  • она приобретается в процессе социализации.

Первая версия ближе к эволюционной теории. Она подразумевает, что наличие совести заложено в нас на генетическом уровне. Конечно, для её корректной работы важно, чтобы ребёнок усвоил, что такое добро и что такое зло. Только умея различать эти две категории, возможно руководствоваться совестью при совершении морального выбора. Кроме того, для полноценного формирования совести важно, чтобы ребёнок совершил некоторые ошибки и ощутил её влияние.

Вторая версия рассматривает совесть как результат интериоризации морального опыта (и она, соответственно, ближе к интуитивной теории о происхождении совести). Сторонники этой версии считают, что совесть у ребёнка формируется под влиянием внешних факторов. В частности, он перенимает опыт «значимых других» (родителей, опекунов, воспитателей, сверстников). На основании чужого и собственного опыта у него формируется внутренняя нравственная способность оценивать и контролировать своё поведение.

Зигмунд Фрейд предложил альтернативную теорию, согласно которой совесть формируется в процессе психосексуального развития. В детстве ребёнок аморален, не умеет отличать добро от зла, не способен ограничивать себя в своих желаниях. Родители и воспитатели, поощряющие или наказывающие его, формируют у него базовые представления о добре и зле, которые и служат основой для совести.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: