Стадии принятия неизбежного: описание, примеры, кто придумал

Грусть

Каждый слышал о том, что существует 5 стадий принятия неизбежного. О них упоминают в самых разных контекстах, часто придавая им шуточный смысл. При этом далеко не все знают, что изначально данная концепция применялась к безнадёжным больным, которые постепенно смирялись со своим состоянием. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой 5 стадий принятия с точки зрения психологии.

Модель Кюблер-Росс или 5 стадий принятия

Концепция 5 стадий принятия неизбежного в научной среде больше известна как «модель Кюблер-Росс». Названа она так в честь автора – Элизабет Кюблер-Росс, которая описала её в своей книге «О смерти и умирании», напечатанной в 1969 году.

Следует учитывать, что официальная психология не считает модель Кюблер-Росс достоверной, несмотря на то, что она создана профессиональным психологом на основании эмпирических наблюдений. Результаты современных исследований частично согласуются с данной моделью, но в то же время в некоторых аспектах наблюдаются расхождения.

В книге автор определяет данную модель как описание эмоционального переживания неизлечимо больного человека или человека, потерявшего кого-то близкого. В более широком смысле её можно трактовать как описание переживаний любого человека, столкнувшегося с необратимыми потерями или переменами.

5 стадий принятия неизбежного по Кюблер-Росс:

  1. Отрицание. Узнав трагическую новость, человек испытывает шок и на некоторое время теряет способность адекватно воспринимать действительность. Постепенно адекватное восприятие возвращается к нему, но он отказывается верить, что с ним могло произойти что-то настолько плохое. Как правило, на данном этапе люди придумывают разные объяснения тому, как могла произойти такая ошибка. И они до последнего верят, что вот-вот всё прояснится, и снова всё будет хорошо, как прежде.
  2. Гнев. Осознав, что ошибки нет, человек переполняется негодованием и злостью. Он уже не отрицает происходящее, но не понимает, почему это происходит именно с ним. Ощущение несправедливости вызывает у него сильнейшее раздражение, из-за которого он злится на всех: на себя, на близких, на врачей и даже на Бога.
  3. Торг. На данном этапе человек пытается задобрить Бога, Мироздание или судьбу, обещая, что отныне будет вести себя очень хорошо, если произойдёт чудо. Иногда речь идёт и просто о том, чтобы сменить образ жизни. Например, курильщик, у которого диагностировали рак лёгких, решает навсегда бросить курить, надеясь, что смертельная болезнь отступит. На данном этапе и верующие, и атеисты пытаются заключить сделку с судьбой, надеясь получить награду за примерное поведение.
  4. Депрессия. Осознав, что злиться и торговаться бесполезно, человек впадает в депрессию. При этом в классификации Кюблер-Росс описано две формы депрессии: реактивная и «подготовительная скорбь». Первая форма заключается в том, что человек очень эмоционально сожалеет о прошлом. В этом состоянии он жаждет общения с близкими, хочет объяснить им всё, что чувствует. Подготовительная скорбь – это депрессия, наступающая перед смирением. От реактивной депрессии она отличается тем, что человек становится молчаливым.
  5. Смирение. Суть данной стадии понятна из названия. Человек больше не отрицает ситуацию, не злится, не торгуется и не испытывает депрессии. Все чувства к этому моменту он уже выплеснул, поэтому смиряется и чувствует спокойствие. Нередко это спокойствие сопровождается опустошённостью и усталостью от переполнявших его ранее эмоций.

Стоит учитывать, что 5 стадий принятия – это сильно упрощённая версия модели, описанной в книге. Там автор указывает, что стадий на самом деле больше и они сменяются не последовательно. К примеру, реактивная депрессия может наступить раньше, чем торг. А после торга приходит подготовительная скорбь, которая после нескольких чередований с реактивной депрессией всё-таки переходит в стадию смирения.

История создания модели

Автором теории о 5 стадиях принятия неизбежного является американский психолог Элизабет Кюблер-Росс. Началось все в 1965 году, когда к ней обратилось четверо студентов Чикагской теологической семинарии с просьбой помочь им в написании необычной курсовой работы. Они хотели понять переживания умирающих людей, а также узнать и, по возможности, удовлетворить их потребности.

Вместе со студентами Кюблер-Росс посещала безнадёжных больных и вела с ними беседы, которые записывались на магнитофон для последующего детального анализа. Многим сотрудникам больницы эти посещения казались сомнительными с точки зрения морали. Однако со временем они согласились, что беседы с психологом и студентами-богословами могут быть полезными для умирающих людей.

Персонал больницы перестал препятствовать посещению пациентов, и буквально на следующий год семинары посещало уже около 50 студентов. Для этого была даже обустроена специальная палата с зеркалом Гезелла. С пациентами общалась Кюблер-Росс, вместе с которой иногда заходил священник. А студенты-семинаристы наблюдали за беседой через полупрозрачное стекло.

В 1967 (то есть, через 2 года после начала) эти занятия превратились в официальный курс для многих мединститутов и богословских семинарий. А в 1969 году Элизабет Кюблер-Росс опубликовала книгу «О смерти и умирании», в которой обобщила свои действительно уникальные наблюдения. В этой же книге она описала 5 стадий принятия неизбежного.

При этом в книге речь шла исключительно о переживаниях умирающих людей и их родных. Но впоследствии оказалось что предложенная концепция применима к любым переживаниям, связанным с необратимыми потерями и переменами в жизни. Это может быть серьёзная карьерная неудача, расставание с любимым, физическое увечье или любая другая ситуация, которую человеку тяжело принять.

Кто такая Элизабет Кюблер-Росс?

Элизабет Кюблер-Росс

Элизабет Кюблер-Росс – человек с крайне неоднозначной репутацией. Её вклад в развитие паллиативной помощи невозможно переоценить, но есть в её биографии и тёмные пятна. Впрочем, обо всём по порядку. Слава к ней пришла в 1969 году, когда упомянутая выше книга стала бестселлером, а созданный ею курс начал преподаваться не только в духовных семинариях, но и в медицинских институтах.

Кюблер-Росс решила посвятить свою жизнь исправлению серьёзной проблемы, которую она увидела в медицине того времени: как только становилось очевидно, что человек умирает, ему буквально переставали уделять внимание. Иными словами тогда практически отсутствовало такое понятие как паллиативная помощь. Медицина ставила своей задачей помощь пациентам, которых можно вылечить, но практически не уделяла внимания тому, чтобы облегчать страдания тех, кому уже не помочь.

Благодаря стараниям Кюблер-Росс в США было открыто более 2500 хосписов. Кроме того, именно благодаря ей современная медицина уделяет столь значительное внимание паллиативной помощи.

Увы, несмотря на все заслуги, её репутация была полностью разрушена. Причиной послужило то, что в общении с умирающими пациентами, а также с теми, кто недавно потерял близких, она уделяла значительное внимание духовным аспектам. Она верила в загробную жизнь, поэтому часто сводила обращавшихся к ней людей с медиумами-шарлатанами.

В частности, она сотрудничала с неким Джеем Бархемом, который предлагал вдовам общение, а привлекательным ещё и секс с их усопшими мужьями (душа мужа, естественно, «вселялась» в самого Бархема). Из-за сомнительных связей к концу 1970-х от Кюблер-Росс отвернулись все коллеги, и она вынуждена была прекратить свою деятельность.

Пример использования модели

Американский психолог Дэвид Кесслер, который был соавтором одной из книг Элизабет Кюблер-Росс, недавно опубликовал пример применения её модели к злободневной теме – пандемии COVID-19. Он сформулировал 5 шагов принятия коронавируса следующим образом:

  1. Отрицание. «Вирус не страшен, и я уж точно не заболею!».
  2. Гнев. «Да как вы смеете вводить все эти ограничения?!».
  3. Торг. «Хорошо, я буду носить маску и соблюдать дистанцию. Ведь тогда со мной точно ничего не случится?».
  4. Депрессия. «Всё плохо, и ситуация с каждым месяцем всё хуже».
  5. Смирение. «Мир стал другим. Но надо просто научиться с этим жить».

Критика модели Кюблер-Росс

В 1970-х данная модель стала необычайно популярной и казалась весьма перспективной. Однако сегодня ни психология, ни геронтология или другие разделы медицины не считают её достоверной. Более того, её часто прямо критикуют известные ученые. В частности, профессор Роберт Кастенбаум, признанный эксперт в геронтологии, отмечает, что модель является продуктом определённой культуры, а значит, не может считаться универсальной и применимой ко всем культурам.

Также Кастенбаум заметил, что в книге детально описываются все стадии по отдельности, однако нет чёткого описания последовательного перехода от первой до последней стадии, не говоря уже о доказательстве существования такого перехода. Также он отметил, что в книге не указываются ограничения модели, а также не учитываются особенности среды, в которой пребывали опрашиваемые пациенты.

В 2003 году в Йельском университете было проведено исследование, результаты которого частично согласуются с моделью Кюблер-Росс, однако имеются и значительные расхождения. Таким образом, данная модель не может считаться научно достоверной и применяться в медицинской практике.

Заключение

Несмотря на то, что модель Кюблер-Росс так и не была доказана научно, знать о её существовании полезно. Любой человек, столкнувшийся с необратимой потерей или иными тяжелыми обстоятельствами, должен знать о существовании 5 стадий принятия, через которые ему, скорее всего, предстоит пройти. Понимая это и умея определить текущую стадию, он сможет понять свои переживания и справиться с ситуацией.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: