Атрибуция: что это такое, примеры проявления, виды, значение

Полемика

Термин «атрибуция» используется в разных областях знаний и может принимать разные значения. Например, в авторском праве этим словом обозначается указание автора произведения при цитировании. Мы же сегодня будем говорить об атрибуции как о психологическом явлении, заключающемся в приписывании объекту различных свойств, которые выглядят логичными с учётом уже имеющихся знаний о нём, но не всегда соответствуют действительности.

Что такое атрибуция?

С точки зрения психологии, атрибуция – это приписывание социальному объекту (индивиду или группе) определённых мотивов, намерений, эмоций и прочих характеристик. Если говорить простыми словами, это «достраивание» образа за счёт предположений, которые кажутся логичными с учётом того, что уже известно об объекте. Это происходит, поскольку для нашего мозга очень важна полнота информации. А пока остаются какие-то «пробелы», мозг испытывает дискомфорт и стремится их заполнить.

Термин «атрибуция» образован от латинского слова attributio, которое можно перевести как «приписывание».

В психологии атрибуцию начали активно изучать во второй половине XX века. Большинство исследований этого явления связаны с именами таких учёных как Кит Дэвис, Гарольд Келли, Джордж Келли, Эрнест Джонс (ученик и биограф Зигмунда Фрейда) и Хайдер Фриц, известный своим вкладом в социальную психологию и гештальт-психологию. Изначально атрибуция рассматривалась как небольшой аспект межличностной коммуникации. Но благодаря этим учёным сегодня данное понятие описывает большую и сложную психологическую реальность, которая выходит далеко за пределы межличностных отношений.

Примеры проявления

Чтобы лучше понять, что такое атрибуция, рассмотрим несколько ситуаций, в которых она заставляет нас делать какие-то выводы об окружающих, часто оказывающиеся ошибочными.

Пример 1. Мужчина в грязной одежде

Представьте, что вы видите, как к сигаретному киоску подходит мужчина в грязной одежде. Вы наверняка подумаете, что это пьяница, который сейчас купит самые дешёвые сигареты. Но он заказывает дорогие сигареты и ещё какие-то товары. А когда он расплачивается, вы замечаете у него в кошельке стопку крупных купюр. Теперь вы понимаете, что это обычный строитель или дорожный работник, которого вы просто увидели в испачкавшейся рабочей одежде.

В этом примере атрибуция срабатывает дважды:

  • Сначала вы делаете ошибочный вывод о человеке по его внешнему виду, составляете для него какую-то характеристику и прогнозируете его действия.
  • Потом вы узнаёте факты, которые полностью опровергают предыдущее предположение. Поэтому вы корректируете характеристику человека, дополняя её предположениями, которые кажутся вам логичными с учётом имеющейся картины.

Пример 2. Трезвенник или «не уважает»?

Представьте, что вы становитесь свидетелем встречи двух приятелей, которые давно не виделись. Один предлагает другому зайти в бар и выпить там пива, но второй отказывается. Вы можете прийти к выводу, что второй не очень рад этой встрече и хочет поскорее её завершить. Но вечером вы встречаете того парня в спортзале и понимаете, что он занимается спортом, а значит, именно поэтому отказался от пива.

Здесь атрибуция также работает дважды:

  • Сначала вы, ничего не зная о людях и отношениях между ними, предполагаете, что второй приятель не хочет пить пиво с первым, поскольку не рад встрече.
  • Узнав, что он занимается спортом, вы находите новое объяснение ситуации, свидетелем которой стали. При этом вы не можете быть уверены, что причина действительно в этом. Но атрибуция работает именно так – заставляет делать простые выводы и верить в них.

Стоит отметить, что в этих примерах корректирование характеристики присутствует, чтобы более отчётливо показать, как работает атрибуция. На самом деле, коррекции может и не быть. Из-за этого люди часто сохраняют какие-то неправильные представления о знакомых, которых редко видят.

Виды атрибуции

В социальной психологии принято выделять два вида атрибуции: ситуационную (поиск причин в обстоятельствах) и диспозиционную (поиск причин в личностных особенностях). Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Ситуационная (внешняя)

Это объяснение своих или чужих действий обстоятельствами. То есть, как ошибку, так и успех можно объяснить внешними факторами, сложностью сложившейся ситуации, вмешательством посторонних людей. Важно учитывать, что ситуация не обязательно должна быть внешней. К примеру, индивид может объяснять свою ошибку такими факторами как плохое самочувствие, усталость или недостаток сна.

2. Диспозиционная (внутренняя)

Это объяснение своих или чужих действий личностными качествами. У многих людей присутствует выраженная склонность игнорировать внешние факторы, переоценивая при этом личностные. Она проявляется в таких особенностях восприятия как:

  • неспособность понять, когда кто-то действовал вынужденно, находился под давлением обстоятельств;
  • повышенное содержание в речи «диспозиционных терминов» – слов, обозначающих личностные качества (умный, работящий, настойчивый, старательный, наглый, бесцеремонный и т. п.);
  • игнорирование влияния социальной роли;
  • склонность интерпретировать чужие инициативные действия как проявление личностных черт, а не влияние внешних мотивирующих факторов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что любая атрибуция сводится к каузальной, однако это не так. Атрибуция вообще направлена на то, чтобы составить о человеке общее представление, лучше понять его внутренний мир. А каузальная атрибуция направлена на объяснение причины конкретного события, действия или результата.

Значение атрибуции

В современной социальной психологии атрибуция рассматривается в качестве одного из ключевых механизмов межличностного восприятия. Этот механизм необходим, чтобы быстро увязывать социальную реальность с жизненным опытом индивида, освобождая тем самым когнитивные ресурсы мозга. При этом для психологов среди всех атрибутивных процессов наибольший интерес представляет каузальная атрибуция – интерпретация поведения других людей, приписывание причин их поступкам.

Одна из важнейших причин, почему психологам так интересна каузальная атрибуция и атрибуция в целом, заключается в том, что интерпретация чужого поведения многое говорит о собственных личностных качествах индивида.

С точки зрения эволюции, атрибуция – это эффективный механизм, упрощающий и ускоряющий социальное взаимодействие. Однако работает он далеко не идеально, поскольку подвержен существенному влиянию проекций и переносов. Из-за этого у нас часто складывается ложное понимание чужих мотивов.

На интерпретацию чужого поведения значительное влияние оказывает фундаментальная ошибка атрибуции. Её суть заключается в том, что мы склонны по-разному оценивать диспозиционные и ситуационные факторы. Совершив ошибку, мы объясняем её внешними воздействиями, тогда как причиной чужих ошибок считаем личностные особенности тех, кто их совершает. И наоборот, свой успех мы объясняем талантом и старанием, а чужой – случайным стечением обстоятельств.

Фундаментальная ошибка атрибуции

С понятием атрибуции связано такое известное когнитивное искажение как фундаментальная ошибка атрибуции. Его суть заключается в том, что мы склонны неправильно понимать причины решений, действий, успехов и неудач, недооценивая или переоценивая влияние личностных факторов. Может показаться, что это довольно простое явление, но это не так. Оно объединяет в себе целый ряд особенностей восприятия, таких как:

  • Ложное согласие. Любому наблюдателю собственное субъективное мнение кажется наиболее точным, взвешенным и правильным. Поэтому он ожидает, что большинство других людей разделяет его ценности и взгляды. Если кто-то поступает вопреки его ожиданиям, он объясняет это личностными качествами и отклонениями того индивида.
  • Недооценка важности того, что не случилось. Нам свойственно придавать минимум значения решениям, связанным с отказом от определённых поступков. Но на самом деле они часто бывают более значимыми, чем те, что привели к реальным действиям.
  • Игнорирование ролевой позиции.Оценивая действия другого человека, сложно оценить, какое влияние оказала его социальная роль, если она отличается от нашей. К примеру, неженатому мужчине сложно понять женатого и учесть все обстоятельства, влияющие на его решения.
  • Переоценка важности очевидных фактов. Обстоятельства – это «фон», детали которого не всегда удаётся разглядеть. Индивид же находится в центре внимания. Поэтому мы фокусируемся на нём и именно в нём ищем объяснение.
  • Простота построения ложных корреляций. Наш мозг довольно «наивен», поэтому легко объединяет различные личностные черты и считает, что они взаимосвязаны и всегда присутствуют одновременно.
  • Локус контроля. Это индивидуальная характеристика человека, показывающая, какую атрибуцию он использует чаще. Интерналы предпочитают личностную, а экстерналы – ситуативную.
  • Тенденциозность деятеля и наблюдателя. Сторонний наблюдатель видит ситуацию не так, как непосредственный участник. Это объясняется множеством факторов: личной заинтересованностью, разным количеством информации, разными «углами зрения» (для деятеля наблюдаемым объектом является ситуация, а для стороннего наблюдателя – сам деятель).

Отдельно стоит отметить, что немалое влияние на атрибуцию оказывают культурные особенности. К примеру, западной культуре свойственен индивидуализм, которые способствует личностной атрибуции. Для восточной культуры более естественен коллективизм, поэтому люди там склонны к ситуативной атрибуции.

Исследования показывают, что при атрибуции мы ориентируемся, прежде всего, на три фактора:

  • Консенсус. Это показатель того, насколько типичным мы считаем поведение человека. Если мы считаем, что в таких обстоятельствах все ведут себя так же, мы предпочитаем ситуативную атрибуцию, а если действия индивида кажутся нам неординарными – личностную.
  • Преднамеренность. Если поступок индивида выглядит продуманным, мы скорее припишем ему личностные мотивы, а неожиданный поступок объясним ситуационными причинами.
  • Последовательность. Если человек ведёт себя последовательно, мы начинаем воспринимать все его действия как личный выбор, а в случае непоследовательных действий переходим к ситуативной атрибуции.

Конечно, это далеко не все факторы. Также на атрибуцию влияет то, насколько хорошо мы знаем и как в общем воспринимаем индивида, которого оцениваем. Например, если человек, которого мы считаем ответственным, совершает безответственный поступок, мы можем предположить, что он поступил так под давлением обстоятельств или из-за недостаточной информированности о возможных последствиях.

Заключение

С точки зрения социальной психологии, атрибуция – это важный механизм, регулирующий межличностные отношения. Нам необходимо понимать мотивы других людей, чтобы иметь возможность предсказывать их поведение в будущем. Также мы нуждаемся в объяснении собственных действий, успехов и неудач. Нам это необходимо для защиты своего Эго, самоутверждения, повышения самооценки и прочего. Поэтому атрибуция является естественным и неотъемлемым элементом нашего восприятия, обеспечивающим нам гармоничность и целостность окружающей действительности.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: